УЧИТЕЛЬ:
 — Ах, неужели действительно
 Уж так уж необходимо
 Быть непременно честным
 И поступать соответственно?
 И, встречаясь с неправотою
 Сильных и злобных людей,
 Неужели уж так уж естественно
 Рисковать головою своей?
 Я не знаю…
УЧЕНИК:
 — А чего тут знать?
 А чего тут знать-то?
 Я могу уважать исканья и сомненья,
 Я могу уважать уважение к врагу,
 Но в вопросах чести
 Топтание на месте —
 Режьте меня, жгите меня,
 Я уважать не могу!
 Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
 Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
 Чего там колебаться и голову беречь?
 Чего там, — правда победит!
УЧИТЕЛЬ:
 — Ах, я не знаю, имею ль,
 Имею ль я полное право
 Указывать людям дорогу,
 Которую сам одолею ли?
 Которая, что естественно,
 Слишком многим невмоготу.
 И, пожалуй, вообще безответственно
 Обнаруживать свою правоту.
 Я не знаю.
УЧЕНИК:
 — А что тут знать?
 А чего тут знать-то?
 Я могу уважать нелепые прожекты,
 Я могу уважать много еще чего.
 Но кто хочет действовать и стесняется лишней жертвы —
 Режьте меня, жгите меня,- за что уважать его?
 Уж если знаешь, что к чему, тогда о чем же речь?
 Уж если у тебя душа на самом деле болит-горит-кипит,
 Чего там сомневаться и голову беречь?
 Чего там,- правда победит.
ХОР:
 — Уж если ты на самом деле знаешь, что к чему,
 Тогда конечно за тобой мы все пойдем гурьбой.
 А если мы гурьбою шагаем за тобою,-
 То значит, ты знаешь, что к чему!

