(Юноша 30-х годов XIX столетия)
<Отрывки из поэмы>
Вера есть величайший акт человеческой свободы.
 В. Жуковский
 Мертвые суть невидимые, но не отсутствующие.
 Отдадим справедливость смерти.
 Виктор Гюго
I
Те образы, черты которых были
 Так живы, так знакомы не одним
 Моим глазам, и навсегда могилой
 Заслонены и даже как бы смыты
 Потоком лет — не призраки ли?..
 Но они как бы вернулись и — зовут…
 Или, безмолвствуя, мне указуют
 На прошлое. И в этом прошлом я
 Кажусь им тенью, мертвой для живых —
 Живой для них, — по существу такой же,
 Как и они. И вижу я себя
 С другим лицом, в кругу других, когда-то
 Мне близких лиц…
 И вот одно из них,
 Которых тень иль дух неуловимый,
 Никем не ведомый, никем не зримый,
 В моей душе иль в памяти моей
 Приемлет вновь и цвет и очертанья
 И голос — это милое лицо
 Ровесника и друга школьных лет,
 Поэта-мистика, который мне вверял
 Наивные мечты свои. Увы!
 В тридцатые года романтик юный
 Сгорел от них, и на моих глазах
 Угас навеки…
 Звали мы его
 Вадимом, а фамилия его
 Была Кирилин. Будь он жив, — быть может,
 Он так же бы боролся и с нуждой,
 И с неотвязной музой.
 Но его чело
 Не знает терний, и он спит глубоко
 В сырой могиле, и могилы этой,
 Когда-то дорогой и орошенной
 Слезами и увенчанной цветами
 Из городских садов, теперь никто бы
 И не нашел… Не долговечно наше
 Посмертное жилище, как и все
 На свете.
 Но каким воскрес он
 В моих воспоминаньях, как любимый
 Товарищ, пусть таким и выплывает
 На этот лист бумаги, для того,
 Чтоб перейти в печать или в камин —
 Что иногда почти одно и то же…
…. ……..
 IV
В летний день, бывало,
 По воскресеньям, уходил он в рощу,
 Что примыкала к городскому валу,
 И где паслись коровы. Звук свирели
 Пастушеской и ржанье кобылицы
 Стреноженной, и перекатный шум
 Колеблемых дыханьем ветра листьев,
 Как музыка, ласкали слух его;
 И вдоль ручья он уходил далеко
 От города; и как рыбак, который,
 Закинув удочку, ждет целые часы
 Улова, чтоб не даром голодая,
 Прийти в свою семью с лещом иль щукой, —
 Так, походя, весь день, он ждал чего-то
 Необычайного: прислушивался к ветру,
 Приглядывался к искрам солнца в струйках
 Чешуйчатых, ласкающих камыш;
 Или под тень развесистой ракиты
 Ложился на песок, и напряженно,
 Как бы подглядывая чей-то вечно
 Теряющийся шаг, глядел он
 На все далекое и близкое, как будто
 Боялся проглядеть или проспать
 Неведомое им в природе чудо
 Или виденье… Сам не понимал он,
 Что иногда таилось у него
 В душе болезненной, готовой верить
 И в красоту, и в бога, и в природу,
 И в демона.
V
В двенадцати верстах
 От города был монастырь. На берегу
 Оки стоял он, заслонившись рощей
 Березовой от столбовой дороги.
 И летом он ходил туда — молиться.
 Но что мудреного, что наш мечтатель
 Любил крутой, высокий берег — вид
 На луговую сторону реки,
 Возобновленный, бедный монастырь
 И те развалины, где находился
 Великокняжеский когда-то терем.
 Там, по преданью, жил когда-то
 Или гостил великий князь Рязанский
 (Олег, колеблющийся современник
 Побоища на Куликовом поле).
 Невзрачен был вид этих теремов
 Или развалины: то был не замок,
 И не дворец, а просто дом кирпичный,
 Без потолка, с обрушенным карнизом
 И маленькими окнами. (Без окон,
 С подвальным входом, нижний был этаж).
 Обломками старинных изразцов
 И кирпичей засыпанные сени
 Высокою крапивой заросли,
 Тогда как на стенах, вверху, ютились
 Березки и кудрявились кусты…
VI
Все проходили равнодушно мимо
 Кирпичных стен неживописной этой
 Развалины; один Вадим Кирилин
 Любил там по часам стоять и слушать,
 Как наверху весенний ветерок,
 Порхая, шелестел листвой березок,
 И как там пели птички… Это все
 Невольно говорило сердцу и уму,
 Что жизнь и знать не хочет ни о том,
 Что было, ни о том, что будет. Всю
 Природу удовлетворяет миг
 Насущного… Но мы не таковы!
 Без прошлого и будущего мы
 Не можем жить, принадлежа всецело
 Обоим, как растительная жизнь
 Принадлежит корням, цветочной пыли
 И завязи плодов. Между грядущим
 И прошлым мы — таинственная точка,
 Лучистая, которая нам светит
 Или назад, или вперед… Кирилин
 Любил, оглядываясь, рисовать
 И нашу быль, и наши небылицы:
 Немудрено, что стоя перед этой
 Красноречиво-бедной стариной,
 С ее нерадостно прожитым веком,
 Мечтал он и, мечтая, домечтался
 До лихорадочного бреда. Вот как сам
 Описывал он мне свой странный бред,
 Наверное прикрашенный его
 Живой фантазией:
VII
«Всю ночь согреться
 Не мог я; но, ты знаешь, я люблю
 Простудою лечиться от простуды,
 Прогулкой от бессонницы; и вот,
 Не торопясь, дошел я до того
 Монастыря, где схоронен отец мой
 И где когда-нибудь меня зароют,
 И там застал я позднюю обедню,
 Заупокойную; но я заметил
 У клироса Метелкина Захара,
 А где Захар Кузьмич, там не могу я
 Молиться — сам не знаю почему…
 Быть может, оттого, что осуждаю,
 А если осуждаю, то грешу,
 И этот грех мешает мне молиться.
 В приделе гроб стоял, и так сквозило
 Тлетворной сыростью, что вышел я
 На воздух, — голова кружилась, сердце
 В виски стучало. Утро было тихо,
 Тепло и пасмурно… Я был не в духе
 И тосковал, и даже без причины
 Готов был плакать… Незаметно, ежась,
 Я подошел к обломкам, — сам обломок
 Великого чего-то, может быть,
 И беспредельного чего-то, — но чего?
 Не ведаю… И вот невольно стал я
 Глядеть в окно глухой, кирпичной
 Развалины, и вдруг передо мной
 Возник далекий век… В туманном
 И пыльном полусумраке, в окне
 Я увидал тесовую кровать
 Под пестрым пологом; а там, за нею
 В углу на гвоздике, ручник с каймою
 Из деревенских кружев. — Протираю
 Глаза и вижу: как во сне: к окошку
 Подходит девушка и, пригорюнясь,
 Одной рукой поддерживает локоть
 Другой руки; камчатный сарафан
 Еще не доверху застегнут; видно,
 Не рано встала, подошла к окошку,
 Задумалась и молча смотрит вдаль.
 «Уж не княжна ли?.. — думаю. У ней
 На голове жемчужная повязка
 И с длинными подвесками сережки
 Из серебра и бирюзы… Вздохнув,
 Она меня заметила — и брови
 Слегка приподнялись, и потемнели
 Большие, влажно серые глаза;
 И как-то странно: розовые пятна
 На молодом лице ей не мешали
 Казаться страшно бледной.
VIII
Все-то
 Вдруг замерло во мне, когда она
 Заговорила… Господи! Какой
 Прерывистый и ласково-плачевный
 Был это голос: «Мальчик! ты не знаешь,
 Какая день и ночь змея-тоска
 Сосет мне сердце! Не котлы кипят
 Кипучие, — ножи точат булатные…
 Что будет с Русью?.. Старший брат мой
 В глухой степи тамбовской в плен к ногайцам
 Попался и зарезан… Младший брат мой —
 Дремучими болотами, лесами
 Куда-то пробирался — и о нем
 Ни слуху нет, ни духу: или леший
 Завел его и заморил, иль ночью
 Русалки утащили в омут темный…
 Старуха мамка ждет сынка родного
 Из Золотой Орды, и день и ночь
 Сидит в лесу на пне и молча
 Повязанной качает головой,
 Все что-то шепчет; выплакала очи
 И помешалась… Мой родной к Мамаю
 Поехал ублажать его дарами;
 Жених сбежал в Москву. Что с нами будет?
 Неужто и взаправду затевает
 Димитрий Иоаннович — московский
 Великий князь — недоброе: войну
 С татарами!.. Как будто есть на свете
 Такая силища, что одолеет
 Их полчища несметные. О боже!..
 Как глухо все кругом! Как будто
 Все вымерло… И голод, и пожары,
 А я все жду — все жду, все жду чего-то
 Ужасного… все думаю: придут
 И если не зарежут, свяжут руки
 И на позор неслыханный меня
 Сведут на рынок и сорвут с меня
 Мои одежды, потешаться станут
 Моим стыдом и ужасом смертельным.
 Недаром я все ночи напролет
 Не сплю и вся дрожу, как листик
 Осиновый… Скажи мне, мальчик,
 Какие вести ходят? Что пророчит Фома-юродивый?..
 Что ж ты молчишь,
 Мой милый, мой болезный?»
IX
Помутилось
 В глазах моих; забилось сердце;
 Я бросился к окну, крапивой руку
 Обжег и — в ужасе остановился…
 В окне мерещился какой-то призрак,
 Закутанный в лохматый саван… Но
 Ударил колокол, и я очнулся»…
XI
Он стал рассеян и меланхоличен.
 А меланхолия — болезнь: она
 Таится в нервах и боится смеха;
 И если улыбнется, то такой
 Натянутой улыбкою, что ей
 Становится неловко. Юность
 Не церемонится: я стал его
 Расспрашивать, стал приставать к нему:
 «Скажи, скажи, здоров ли? Что с тобою?
 Иль ты опять влюблен в мечту, в царицу
 Своих воздушных замков?» И однажды,
 В вечерний час, и на него нашла
 Минута откровенности.
XII
«На днях, —
 Сказал он, — праздник был в монастыре,
 И, несмотря на зной, задумал я
 Идти туда, и там застать обедню,
 И с вынутой просфорою вернуться
 К старухе няне; но, как ни спешил я,
 Порядком запоздал. Застал толпу
 На паперти и даже на погосте.
 Чтоб протесниться в церковь, нужно было
 Толкаться и давить мальчишек. Я
 Пошел бродить по старому кладбищу;
 Там видел я, как кое-где, накренясь
 К сырой земле, подгнившие кресты
 Линяли; каменные плиты были
 Покрыты лишаями, желтовато-
 Оранжевого цвета, или мохом
 Коричнево-зеленым. Письмена же
 Славянские, которых уж давно
 Никто не разбирал, истерты были
 Ногами и засыпаны землей.
 Все навело меня на мысль, не здесь ли
 Покоятся останки той княжны,
 Которая весной в окошке мне
 Мерещилась…»
 Тут мой приятель, помню,
 Пустился в рассужденья. Повторить
 Их слово в слово нетлогу я; но
 Таков, по крайней мере, был их смысл:
 «Я знаю, прах ее давно исчез,
 Рассыпался и с ветром, может быть,
 Вокруг меня носился вместе с пылью…
 Так если я спрошу тебя: куда
 Осел дымок соломинки спаленной, —
 Ты без труда мне тотчас же ответишь:
 На камни, на траву, на человека;
 Но где рассеялось ее сознанье?
 В какую превратилась пыль — печаль?
 Или на ком ее осело чувство —
 Любовь ли, ненависть ли — все равно?
 Кто скажет? Даже ты не скажешь», —
 Добавил он наивно. — К нам не шло
 Ни философствовать, ни задавать
 Неразрешимые вопросы; мы
 О них мечтали, и решали их
 По-своему…
 «Итак, вообрази, —
 Он продолжал, — вообрази, что если
 России и теперь грозят враги,
 И ежели беда не за горами,
 То что мудреного, что то же чувство
 Тревоги и печали, тот же страх
 За родину проснулся в этой тени,
 Что веет около развалин — или
 Вокруг того гнезда родного, где
 Так безотрадно в страхе и тоске
 Прошла ее вся молодость?.. Иначе
 Как это все понять?..» Тут он хотел
 Еще добавить что-то, ко запнулся,
 Потупился и покраснел,
XIII
«Ага!
 Я, значит, прав был: ты влюблен
 В свой глупый бред, в свою больную
 Фантазию!» — «Фантазия ли это? —
 Сам рассуди, — воскликнул он, — я шел
 С кладбища, среди старых теремов
 Великокняжеских, — и уж хотел я
 Пройти на ту лужайку, где тютюн
 Курили кучера и поджидали
 Своих господ, а возле экипажей
 Помещичьих разнузданные клячи,
 Маша хвостами и обороняясь
 От оводов, щипали мураву
 И в старых хомутах своих казались
 Счастливее меня — так благодушно
 Жевали и оглядывались. Шел я,
 Задумавшись, и вдруг на перекрестке
 Двух узеньких тропинок, где цвели
 Акации, я поневоле дрогнул
 И стал, как вкопанный. В пяти шагах
 Передо мной была озарена
 Сиянием полуденного солнца
 Красавица. О, никогда еще
 Глаза мои на свете не видали
 Такой небесной, чистой красоты!
 Я ею поражен был, как виденьем —
 И замер… Девушка была в простом
 Суконном черном платье; бледный
 Овал лица ее и белый лоб
 Был оттенен приподнятой вуалью;
 Глаза, большие, синие глаза,
 Задумчиво из-под густых ресниц
 В молитвенном каком-то настроенье
 Куда-то вдаль глядели, и в чертах
 Ее лица, казалось, грусть была
 Незримая, а пряди пышных
 Темно-каштановых волос ее вились,
 И ветерок слегка ласкал их, словно
 Остерегаясь смять их. Говорят,
 Мадонна Рафаэля — совершенство;
 Но совершеннее того, что дал мне бог
 Увидеть — я не знаю… «Уж не сон ли?» —
 Подумал я… И мне хотелось
 Заговорить; но у меня язык
 Прилип к гортани…
XIV
Вдруг она очнулась
 И тотчас же заметила меня.
 Она заметила смешной восторг мой,
 Мои с таким наивным изумленьем
 Приподнятые плечи, улыбнулась,
 Потупилась и, опустивши складки
 Своей вуали, легкая, как тень,
 Исчезла за стеной и, может быть,
 У паперти вошла в толпу. А я?
 Увы, я, как дурак, на том же месте
 Стоял, как вкопанный, — был, как в чаду
 Или в тумане. Мне хотелось плакать,
 И ликовать, и славить бога.
 Я все забыл… Когда же спохватился,
 Уж было поздно.
 Рассеянный, горячий,
 Весь как в огне, напрасно я искал
 Глазами образ, или хоть намек
 На ту, которую я так безбожно,
 Так глупо прозевал. В коляски,
 В четырехместные кареты, в дрожки
 Старинные заглядывал. — Нигде!
 И так, порывисто дыша, я вышел
 На пыльную дорогу. Несомненно
 Своих знакомых я бы не узнал,
 Когда б их на пути случайно встретил.
 В моей душе все путалось, все было
 Восторженно и глухо. Я не шел —
 Летел, как бы по воздуху, навстречу
 Таинственной улыбке. Красота
 Воочию явилась мне, меня
 Заметила и даже улыбнулась, —
 Чего ж еще?
 И, знойный весь, к обеду
 Вернулся я домой и, может быть,
 Впервые распахнувши душу, молвил:
 «Есть в мире чудо — и не даром, братцы,
 Я все искал его — теперь я знаю,
 Что это чудо — красота».
 Никто
 Меня не понял. Только старший брат
 Пробормотал: «Пожалуйста, любезный,
 Садись и чепухи не городи»…
XVI
«Скажи, куда девалась красота?
 И если есть она на белом свете,
 Зачем она скрывается, как клад,
 Зарытый в землю скрягой? отчего,
 Куда я ни гляжу, нигде не вижу
 Божественного образа? Вот вы
 Влюбляетесь… и знаю я, в кого…
 И что же?., разве это красота?..»
 Тут я не вытерпел — спросил Вадима:
 Ужели он при всем своем блужданье
 Кругом да около нигде не встретил
 Той девушки?..
 «Ни разу, — оборвал он, —
 Нигде, ни разу!..
 Не напоминай!..»
 Смеясь, я заглянул ему в лицо,
 А он поник и опустил ресницы.
 Мы помолчали…
 «А княжну я видел, —
 Вдруг он проговорил, как бы очнувшись, —
 Ту самую княжну, что, помнишь,
 Когда я в лихорадочном бреду
 Стоял перед развалиной и грезил?..» «Неужели?..»
 «Ну да… не наяву, конечно,
 Во сне… но это было так же ясно,
 Как наяву. Мне снился, братец мой,
 Какой-то тихий, летний вечер; далеко
 Распространялись сумерки; заря
 Из-за реки румянила туман,
 И всенощная отошла в монастыре.
 Монахи вышли в черных клобуках,
 К ним подкатили тройки, и они
 В какие-то телеги шумно сели
 И с колокольчиками укатили…
 Но хоть они меня и звали, я
 Остался и в досаде на кого-то
 Попал на монастырское кладбище.
 Иду, жду месяца из-за тумана;
 Но нет ни месяца, ни звезд; одна
 Вдали лампада светит. Вдруг, направо,
 От узенькой тропинки, мелким щебнем
 Посыпанной, я вижу над могилой,
 Или над черною, разрытой ямой,
 Поникла девушка. Она стоит
 Ко мне спиною так, что мне не видно
 Ее лица; одну ее повязку
 На голове да косу я заметил,
 И тотчас же во сне подумал: «Ах,
 Нельзя ли избежать мне этой встречи!..
 Зачем она?» Я угадал чутьем,
 Какая это девушка… она —
 Та самая, которая в бреду
 Мне грезилась в окно кирпичной
 Развалины… И странно, почему-то
 Я и во сне ничуть не сомневался,
 Что это — не живое существо,
 Что это — призрак. Сердце у меня,
 Как говорят, захолонуло; тайный ужас
 Подсказывал: «Беги, беги, пока
 Она не обернулась»…
 Но она
 Вдруг повернула голову и тихо
 Проговорила: «Это ты, мой мальчик?»
 Я так и замер; слышу в тишине,
 Уже знакомый мне, певучий голос,
 И нежно-ласковый, и горький… вижу,
 Она меня рукою манит и лепечет:
 «Уж я ждала тебя, ждала, мой милый!
 И ждать устала!»
 Я перекрестился.
 Стою и слушаю:
 «Жених мой пал
 На Куликовом поле, пал в бою
 С татарами… вернулся мой отец —
 И не нашел меня… придут баскаки —
 И тоже не найдут: я схоронилась, —
 Да и тебя сумею схоронить…»
 От этих слов, признаться, у меня
 Колючий холод пробежал по телу.
 А я, как заколдованный, стою
 И слушаю…
 «Пока жила я, мне любить хотелось.
 Бог не привел, и злые люди
 Не захотели… я жила одна
 У батюшки в высоком терему
 И ныла сердцем; не с кем было
 И поделиться мне мятежным горем.
 И я ушла… и спряталась. Никто
 И не заметит, как сойдемся
 Мы в темноте; никто нас не осудит:
 Ни бог, ни злые люди. Я люблю
 Тебя, мой ненаглядный, мой желанный…
 И в тесноте нам сладко будет спать,
 И до людей нам дела нет. Ты — мой,
 Навеки мой!..»
 И очутился я
 От этой страшной девушки так близко,
 Что я уже не мог не ощущать
 Ее неровного дыханья на своем
 Испуганном лице. Она дрожит
 От радости и страстного порыва,
 И задыхается и уж не говорит — —
 Бормочет что-то… Серые, большие
 Ее глаза горят; она руками
 Охватывает стан мой и влечет
 В то темное пространство, что зияет
 У самых наших ног. Я вырываюсь —
 И не могу освободиться…
 Няня
 Услышала мой стон; из коридора
 Вошла ко мне, перекрестила.
 Я
 Узнал ее не скоро; но очнулся
 И поднял голову. Вот как я видел
 Мою княжну».
 «Эх! — выслушав его,
 Подумал я, — не сочинил ли ты
 Свой сон? Рассказываешь так красно.
 Как будто ты и мог припомнить все,
 Что слышал ты во сне!»
 Мы помолчали.
 «Все это пустяки, — сказал я наконец, —
 Глупейший кошемар! Гроша не стоит
 В сравненье с тем, что испытал ты,
 Когда блуждал по нашему уезду».
 «Неужели, — сказал он, на прощанье
 Пожав мне руку, — этот глупый сон —
 Без всякого, без всякого значенья?»
 «Без всякого», — сказал я и ушел.
XVII
Смешон мечтатель мой, исколесивший,
 Быть может, сотни верст, пешком, без денег
 И без сопутника, с одной надеждой
 Не нынче-завтра, где-нибудь, случайно
 Увидеть ту, чья красота глубоко,
 Как знойный луч, в его проникла сердце.
 Ведь он пошел на поиски за ней
 Не для того, чтоб ей в любви признаться,
 Не для того, чтоб ею обладать,
 А для того, чтоб видеть — только видеть,
 И насладиться этим лицезреньем,
 Как наслаждаются святые старцы
 Или аскеты, созерцая образ
 Мадонны — лик небесной красоты,
 Что озаряет тихим светом пх
 Молитвами прославленную келью,
 Он верил, что на свете существует
 Божественная девушка, и верил,
 Что за ее свободу он готов
 Идти в огонь и в воду. Стих его,
 Небрежный и подчас неловкий, стал
 Певучее, и я, его судья
 Неопытный и даже, может быть,
 Пристрастно-невзыскательный, ему
 Пророчил славу. Что такое слава —
 Он понимал по-своему. Быть может,
 Под этим словом мой неисправимый
 Мечтатель разумел триумф Торквато
 Или Петрарки… может быть, ему
 И снился русский Капитолий…
 Будь жив он, как бы изменился он!
 Из зла и блага, из противоречий
 Того, чего он ждал и не дождался,
 Какую б он блистательную соткал
 Одежду для своей тревожной Музы!..
 И эта Муза нам была б родная…
 Но он не вынес их — противоречий этих…
 И первый беспощадно нанесенный
 Удар его мечтательному сердцу
 Был для него ударом роковым.

