Шутка в виде поэмы
ПЕСНЬ 1
Не сверчка-нахала, что скрипит у печек,
 Я пою: герой мой — полевой кузнечик!
 Росту небольшого, но продолговатый;
 На спине носил он фрак зеленоватый;
 Тонконогий, тощий и широколобый…
 Был он сущий гений — дар имел особый:
 Музыкантом слыл он между насекомых
 И концерты слушать приглашал знакомых.
 Под роскошной жатвой жил он в ноле чистом,
 Оглашая воздух бесконечным свистом
 Своего оркестра. Ветреное племя
 Скакунов забыло, что в полях в то время
 Музыки и вкуса был он представитель.
 Все, что нынче летом деревенский житель
 Слышит за окошком, лежа на кровати
 Или на балкон свой выходя в халате, —
 Этот свист трескучий, этот звон безбрежный,
 Разлитой повсюду, и сухой, и нежный, —
 Если только в этом сумрачном концерте
 Есть живая нега и восторг, поверьте, —
 Это все былые, вечные созданья
 Моего героя, или — подражанья.
Бедненький кузнечик! позабыт твой гений!
 Но ты век свой прожил не без приключений.
 Помню, ты недаром (Слыл идеалистом:
 Сядешь ты бывало в свете серебристом
 Месяца, под полог ночи на соломке,
 Ветром сокрушенной. (Даром, что не ломки
 Гибкие колосья, все же в ниве шаткой
 Много их подломит этот ветер гадкий.)
 Сядешь ты бывало и во славу ночи
 На своей скрипице пилишь что есть мочи.
 И тебя дразнили пискуны пустые,
 Комары-злодеи, трубачи степные,
 И в тебя влюблялись божий коровки,
 И мутила зависть многие головки,
 С тем же, музыкальным то есть, нагоравленьем,
 С тою же охотой, да не с тем уменьем.
 И грозилась мошка с помощью науки
 Умертвить тобою созданные звуки,
 И тяжеловесный жук неоднократно
 Уверял, что уши смачивать приятно
 На твоих концертах, а не то-де уши,
 Как трава, завянут от ужасной суши.
 В частной жизни также к добреньким коровкам,
 К мушкам и козявкам часто в пренеловком
 Был ты положеньи: слушал их признанья,
 Робко избегая тайного свиданья.
 Но ничто, однако ж, не поколебало
 Твоего покоя; никакое жало
 Твоему таланту не казалось вредным:
 В музыкальном мире был ты всепобедным.
 Ты вполне блажен был! — но пришла невзгода…
Слушайте! Однажды, в половине года,
 В самый жар, быть может, в самые Петровки,
 В дни, когда на рынках потные торговки
 Продают малину, вишенья, клубнику
 И, маша платками часто не без крику,
 С мухами заводят из-за ягод ссоры;
 В дни, когда из праха созидают горы
 Муравьи и роют скрытые туннели
 Под корнями дуба иль смолистой ели;
 Бабочка, танцуя, празднует свободу;
 А пчела, с клубочком золотого меду,
 Покидая липу, вся в пыли цветочной,
 Так и льнет к жасмину белизны молочной;
 Шмель, бичуя воздух, знойный и душистый,
 И кружась над морем нивы золотистой,
 Пропадает в блеске солнца, как пылинка;
 В дни, когда для мошки каждая былинка
 Получает соки, сладость и значенье,
 И она вкушает те же наслажденья, —
 Стало быть, в Петровки, около полудня,
 Мой герой, кузнечик, понаевшись студня,
 То есть за обедом начинив желудок,
 Вышел насладиться видом незабудок
 И, вдыхая запах алого горошка,
 Лег, прищуря глазки, — и мечтал немножко.
 Много пролетало мимо насекомых,
 Ос, шмелей сердитых — трубачей знакомых,
 С разными вестями. Ни к кому с вопросом
 Он не обратился. Все, что перед носом
 У него вертелось, ползало, жужжало,
 Было чуждо сердцу — и не занимало…
 Моему герою, верно бы, вздремнулось,
 Как и вам, читатель, если б не взгрустнулось.
Вдруг над ним порхнуло чудное виденье,
 Бабочка — такая, что — мое почтенье!
 Белизны жемчужной крылышки с каемкой,
 Глазки — изумруды, носик нежный, тонкий,
 Бархатец на шейке, бантик на затылке.
 Увидал кузнечик — затряслись в нем жилки.
 Бабочка все ниже и так близко вьется,
 Что невольно сердце у артиста бьется.
 Бабочка — не знаю, видела ль бедняжку
 Или не видала, — только кушать кашку
 Села — и, конечно, ничего не съела.
 «Ах! — она сказала, — если б я умела
 Так же петь отлично, как один известный
 Всем артист-кузнечик! — Если бы небесный
 Голос я имела, — как бы я запела!
 О, как я бездарна! о, как я…» —
 «Напрасно…» —
 Перебил кузнечик. (Он влюбился страстно
 В милую болтунью.)
 Бабочка украдкой
 На него взглянула:
 «Ах, какой он гадкий!» —
 Думает… Однако ж улыбнулась мило,
 Подняла свой носик и проговорила:
 «Отчего ж напрасно?!» —
 «Отчего!?» —
 Смешался
 Мой артист, однако рекомендовался.
 «Очень, очень рада! — молвила кокетка
 (Бабочки бывают без кокетства редко). —
 Очень, очень, рада! Звуки вашей скрипки
 Часто долетают даже к нам под Липки».
 Покраснел кузнечик, начал завираться,
 Умоляя гостью чаще с ним видаться.
 Бабочка вспорхнула и, не давши слова
 Прилететь вторично, прилетела снова
 И заговорила:
 «Даже в свете знают,
 Что большой вы гений, — все вас изучают…
 Только я к вам с просьбой: сделайте такую
 Божескую милость — напишите злую,
 Злую эпиграмму на мою соседку,
 Бабочку-кокетку, что недавно в сетку
 К мальчикам попалась и с крылом помятым
 Ночью воротилась к братцам глуповатым.
 Эти братцы также пребольшие фаты,
 И воображают, что они богаты!
 К эпиграмме можно сочинить любую
 Музыку — такую, самую смешную».
Упорхнула гостья — а кузнечик бедный
 Так был озадачен, что немой и бледный ‘
 Шел он, глядя в землю (так, видал я, в воду
 Сунувшись, мальчишки ищут в речке броду),
 Шел, повеся нос свой, чуть переступая
 Длинными ногами и соображая:
 Тьфу! Да как же это? — разве эпиграммы
 Можно класть на ноты? Ах, как глупы дамы!
 Шел он, шел, и бредил: то ему казалось,
 Что она хитрила и над «им смеялась,
 То воображал он, что Сильфида эта
 Захотела только испытать поэта
 И ему такую задала задачу,
 Что хоть плачь!
«Однако ж, что ж я время трачу! —
 Думает кузнечик. — Разве не сумею
 Я в смешном и жалком отразить идею».
 И с таким решеньем за работу смело
 Принялся он: мигом закипело дело —
 И слова и звуки. Хоть и не бывал он
 В обществе Жорж-Занда — вот что написал он:
 «К мальчику под сетку бабочка попалась —
 Краски полиняли, крылышко помялось.
 Если враг лукавый расставляет сети,
 Кто в них попадает? — попадают дети.
 Боже! отчего же за поступок детский
 Их казнит так страшно суд великосветский?»
 Кончено! —
 И начал сочинять он ноты;
 И устал он, бедный, от такой работы.
 Но любовь всесильна! Оставалось скликать
 Прочих музыкантов — и начать пиликать.
И народу куча собралась на пробу;
 Даже жук навозный, начинив утробу
 Всякой дрянью, смуглый, толстый и рогатый,
 Уши от простуды затыкая ватой,
 За толпой туда же пробрался сторонкой, —
 Ничего не понял, но заметил тонкий
 Хвост у музыканта и бочком поплелся
 Рассказать соседям, что-де он сошелся
 С молодым маэстро, что-де он невзрачен.
 Что его фигурой был он озадачен…
 Черная козявка, та, что бьет баклуши
 И весь день вертится, (навострила уши;
 Божия коровка всех перепугала:
 От восторга ныла — ныла и упала
 В обморок… Спасибо, муравей, с шнуровкой
 Под жилетом модным — малый очень ловкий —
 Дал ей спирт понюхать в маленьком флаконе
 Он встречал коровку у N. N. в салоне.
 Где он появлялся, насурмивши бровки,
 И, быть может, рад был услужить коровке.
 Много было шуму: музыку хвалили,
 Музыку бранили, спорили, судили. —
 Бабочки ночные, в сереньких бурнусах,
 В белых пелеринках и в гранатных бусах,
 Просто побледнели от негодованья,
 Раскусивши новой песни содержанье.
 Но в тот день герой мой так уж был рассеян,
 Что и не заметил, кем он был осмеян.
ПЕСНЬ 2
Эос поднимала алыми перстами
 Темные покровы ночи — и местами
 В небе загорались огненные пятна.
 Жизнь, полупроснувшись, слабо и невнятно
 Бормотала в роще, бормотала в поле.
 Поцелуй сливался с ропотом неволи
 Всюду, где лишь только брачные оковы
 Гименея были ржавы и не новы.
 Поцелуй был звонче, ропот был нежнее —
 Там, где эти цепи были поновее.
 Лишь один герой мой этой сладкой муки
 Не вкушал и, верно, умер бы со скуюи…
 Рано он проснулся — но не до зевоты
 Было музыканту: нужно было ноты
 На листочках розы .написать как можно
 Лучше, тоньше, чище. — Тихо, осторожно
 Перышком водил он… Сочинил виньетку,
 Где изобразил он миртовую ветку —
 Миртовую ветку, а над ней с крылами
 Огненное сердце, с надписью стихами:
 «Я неуловима; но не унывайте!
 Обожгитесь прежде, а потом поймайте!»
 Даровитый малый был артист мой — мило
 Сочинил он эти два стиха; в них было
 Столько такта, столько нежности игривой,
 Что в наш век холодный и самолюбивый
 Ни один кузнечик не найдет в них смысла
 И, быть может, даже улыбнется кисло.
 Для кого ж на этих розовых листочках
 Мой герой всю душу в линиях и точках
 Выражает, сердцем страстно пламенея? —
 Для тебя, Сильфида, праздничная фея,
 Цветников роскошных милая жилица!
 Но откликнись, где ты? где твоя светлица?
 Спишь ли ты? Быть может, всякие обновки
 Бог-Морфей готовит для твоей головки.
 Для Морфея нет ведь никаких таможен.
 Для твоей головки всякий сон возможен —
 Глупая головка!
Солнце поднимает
 Из-за сосен шар свой. Сильно припекает
 Жатву. Сладко пахнет в воздухе гречихой
 По ржаному полю утренничек тихий,
 Ветерок, гуляя, росу отрясает,
 Быть дождю иль вёдру — по росе гадает
 И шуршит соломой, словно беспокоясь,
 И ему колосья кланяются в пояс.
 А лопух, высоко поднимая шишку
 С веником, из листьев сделал точно крышку,
 Так расположил их, что под их навесом
 В жар всегда прохладно молодым повесам.
 В сей харчевне много всяких насекомых;
 Но на это время никого знакомых.
 Вот сидит кузнечик, но не наш кузнечик,
 А другой, — и курит, точно человечек.
 С нашим музыкантом он одной породы —
 И скрипач, быть может, но не любит моды:
 Лапками на шею повязал тряпицу,
 В зубы взял сигару, да и корчит птицу.
 Клопика заставить заплатить за водку,
 Напоить козявку, осмеять коровку,
 Муху одурачить, паука спровадить,
 И при всем при этом с целым миром ладить
 Был он мастерище. — Страстно обожал он
 Нашего артиста; редко покидал он
 Друга, даже пьяный; перед целым светом
 Защищал — и часто наделял советом,
 Ибо, хоть и редко брал он книги в руки,
 Знал он «Твердо», «Слово» и не верил в «Буки».
 Под лопух в харчевню рано он забился,
 Потому что утром не шутя бранился.
 Больно было другу — больно и досадно,
 Глядя на артиста, видеть, как нескладно
 Он проводит время, вечно задыхаясь
 От бесплодной страсти м ми в чем не каясь.
Но пора вернуться к нашему герою!
 Тот, кто болен сердцем, болен головою,
 Так всегда бывает: тот не жди успеха,
 Чье больное сердце голове помеха.
 Бабочка гуляла — и кузнечик тоже
 (Так и мы гуляли, бывши помоложе!);
 Наконец, гуляя, встретились — и, ножки
 Подогнув, кузнечик ей кивнул. — С дорожки
 Бабочка, виляя, села на цветочек.
 Он прыг-прыг — и рядом сел на бугорочек.
 «Ах! — она сказала. — Я не ожидала!
 Я вас за другого приняла сначала!
 Вашу эпиграмму нам вчера достали:
 Вы мою соседку мило оправдали.
 На нее за это все напали вдвое…
 (Насекомых племя — племя очень злое!)
 Впрочем, ваши мысли так всегда игривы,
 Так всегда глубоки, так красноречивы
 И так звуки сладки — точно земляника».
 Лестное сравненье — было очень дико;
 Но его артист мой даже не заметил —
 И уж я не знаю, что он ей ответил.
«Ба! — его Сильфида громко теребила, —
 Вы мне написали ноты?! Ах, как это мило!
 Очень благодарна! очень благодарна!»
 И она при этом тонко и коварно
 Улыбнулась; глазки стали веселее,
 Или — кто поймет их? — стали просто злее.
 Помолчав немного, бабочка вздохнула
 И сказала: «Поздно я вчера заснула…
 У моей кузины я была на бале…
 То-то б вы влюбились, если б увидали!
 Впрочем, извините! — я вас утомила
 Болтовней. Прощайте!»
 И она сложила
 Крылышки (так точно бабушкины внучки,
 Гостю приседая, складывают ручки),
 И по-над дорожкой, тихо ковыляя,
 Словно листик ветром сорванный, мелькая
 Белизною крыльев, понеслась Сильфида…
Скоро мой кузнечик потерял из вида
 Полевую фею, подскакнул, вцепился
 В усики ржаного колоса — и злился,
 Что проклятый ветер колос нагибает,
 Нагибая колос, видеть вдаль мешает…
 В этом положеньи шмель его увидел
 И нескромным словом прыгуна обидел.
 Бедненький кузнечик тут же спохватился,
 Растопырил фалды и в траву свалился.
ПЕСНЬ 3
На глазах с повязкой, стало быть, слепая,
 Едет где попало, день и ночь зевая,
 Глупая Фортуна. Ею прихоть правит.
 На одних наедет — колесом раздавит,
 На других наткнется — вдруг начнет бросаться
 Золотом, чтоб только поскорей умчаться,
 Да забрызгать липкой грязью пешехода,
 Да загнать в объятья красоты урода,
 Или так, без пользы и не для примера,
 Сдернуть мимоездом маску с лицемера.
 Рыская по свету, этот идол света
 Не имеет сердца. — Прихотница эта
 Никого не любит; и когда бросает
 Деньги, звезды, ленты — денег не считает;
 Звезд сама не носит, лент не покупает;
 И когда счастливо влюбит двух несчастных,
 Их лица не видя, из речей их страстных
 Верно заключает, что влюбиться значит:
 И себя дурачить и других дурачить.
 Так сама Фортуна, на глазах с повязкой,
 Счастье в этом мире почитает сказкой.
 Для такой богини целый мир — пустыня!
 И не то, чтоб эта странная богиня
 К нашему герою благосклонна стала:
 Только улыбнулась и в него попала
 Чем-то благовонным, проезжая мимо.
Здесь, поставив точку, мне необходимо
 Вам сказать, что жертва тайного страданья,
 Мой герой, кузнечик, получил посланье,
 Спрыснутое амброй. Бабочка писала:
 «Приходите, жду вас!» — Счастия немало
 В себе заключало это выраженье —
 «Приходите: жду вас!» Это приглашенье
 Принял мой кузнечик с той надеждой темной,
 При которой искра кажется огромной
 Огненной звездою. Друг его, гуляка,
 Принимал все к сердцу — много врал. Однако,
 Если только слушать мы его захочем,
 Говорил такие речи между прочим:
 «Ты, брат, рассуждаешь глупо и постыдно!
 Буду правду резать: где же это видно,
 Чтоб сверчок…» —
 «Кузнечик», — перебил кузнечик.
 «Чтоб сверчок…» —
 «Кузнечик», — перебил кузнечик.
 «Ну хоть и кузнечик! — ну, положим даже,
 Ты сверчка немного чище и поглаже
 И немножко больше чувствуешь свободы —
 Все ж ты, братец, с нею не одной породы.
 Знаю я всех этих бабочек, бабошек!
 Жить они не могут без цветных ветошек;
 За женой бабошкой где ж тебе упрыгать?
 Где ж тебе повсюду вслед за нею шмыгать?
 В свете, где нередко всех умней — невежда,
 На талант — плохая, братец мой, надежда». —
«Слава — вот надежда». —
 «Экой, брат, ты, право!
 Рассуди же здраво и пойми, что слава
 У людей бывает; а у насекомых
 Что такое слава? — болтовня знакомых.
 Мы не лавры носим — носим побрякушки,
 То есть наша слава просто — _финтифлюшки_,
 Как сказал когда-то автор водевильный
 Публике, пуская пузыречек мыльный».
Тут гуляка, видно, утомившись спором,
 Оглядел артиста мутно-строгим взором;
 Выпил рюмку водки, пискнул, углубился
 В созерцанье почвы и — угомонился.
 Ну, и слава богу! Не до возражений
 Было музыканту. Как упрямый гений,
 Он с хлыстом, наместо беспокойной скрипки,
 По меже зеленой поскакал под Липки.
 Липки — это было нечто вроде парка:
 В середине — прудик, а при въезде — арка
 Из ветвей — такая, что была, бесспорно,
 Чудом совершенства; так была просторна,
 Что, вообразите, насекомых двести
 В ряд могло бы въехать. Вы меня повесьте,
 Если вру! Строитель, я и не скрываю,
 Был — сама природа; только я не знаю,
 Кто ей за работу заплатил; а впрочем,
 Здесь мы о природе вовсе не хлопочем…
 Так, чтоб журналисты нас не заклевали,
 Признаюсь, что в доме бабочек едва ли
 Описать возможно лестницу под желтым
 Ковриком из моху, кое-где протертым;
 Пасмурные сени, где с утра лакеи
 Без сапог быть могут, но не без ливреи;
 Залу, где гнилушки, точно сталактиты,
 Облепив карнизы, зеленью повиты.
 Мой один знакомый, архитектор русский,
 Видел в этой зале черепок этрусский;
 И я живо помню, хвастал, не краснея,
 Как ему в той зале вдруг пришла идея
 Украшать со вкусом барские покои,
 Покрывая белой плесенью обои,
 Впрочем, дом Сильфиды, если только строго
 Придираться к стилю, смахивал немного
 На дупло.
Кузнечик так был очарован,
 Или так был сердцем наэлектризован,
 Что дрожал и таял — молча ждал Сильфиды,
 Подходил к окошку и глядел на виды.
 А Сильфида с кем-то по саду порхала,
 С милыми гостями весело болтала.
 Гости эти были черви разных кличек
 И в траве лежали в виде заковычек.
 Чернокожий клопик, верно, сын швейцарский,
 Или внучек няни, крестничек боярский,
 Доложил Сильфиде, что какой-то длинный
 Господин изволит ждать ее в гостиной.
Приглашен герой мой; ему отвечали
 На поклон улыбкой и пробормотали:
 «Очень, очень рады!» Дамы оглядели
 Всю его фигуру и едва сумели
 Удержать свой хохот — только покосились
 На мужчин; но черви не пошевелились,
 Ибо ум их кто-то так ужасно сузил,
 Что для них довольно бантик или узел
 Галстуха заметить, чтоб на остальное
 Не глядеть и в гордом пребывать покое.
Поприще артиста к разным столкновеньям
 Приучает душу; но к обыкновеньям
 Милых насекомых высшего разряда
 Не привык герой мой. Вдалеке от сада,
 Беден, худ и бледен, с головы до пяток
 На себе носил он поля отпечаток,
 Поля, где лишь тучи подают свой голос,
 Колосится жатва и серпа ждет колос.
 Знаю, о кузнечик! как ты был отменно
 Бабочкою принят. Ты себя надменно
 Вел, как будто целый век торчал ты в свете,
 С юных лет гуляя в собственной карете.
 Но, скажи, в тот вечер, что с тобою сталось,
 И каким безвестным чувством сердце сжалось,
 И какие думы охватили жарко
 Гениальный лоб твой, в час, когда из парка
 Ты обратно в поле мчался через кочки?
 Отвечать ли?.. или — мы поставим точки.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Будто бы цензура выклевала строчки.)
 Но, злодей-кузнечик, что же ты ни слова
 Не сказал гуляке в ночь, когда другого
 Не имел ты друга, с кем бы поделиться
 Снами, от которых часто плохо спится?
 Ненавистник света, бабочек крылатых,
 Гладеньких коровок и червей лохматых,
 Он — едва вошел ты — вопросил сердито:
 «Что, брат, был ли ужин? накормили сыто,
 Или и понюхать не дали съестного?
 Что, брат, как делишки? Все ли там здорово
 И благополучно? Ты чему смеешься?
 Эх-ма, ничего ты, братец, не дождешься». —
 «Спи», — сказал кузнечик.
 «Сплю», — оказал гуляка
 И, взодравши кверху ноги из-под фрака,
 Захрапел.
ПЕСНЬ 4
Уходя, день ясный плакал за горою
 И, роняя слезы, жаркою зарею
 Из-за темной рощи обхватил край нивы.
 Дню вослед глядела ночь — и переливы
 Света отражались и дрожа блуждали
 По ее ланитам. Тихо начинали
 Выходить светила, месяца предтечи,
 Перед божьим троном зажигая свечи.
 Далеко стемнело море жатвы зыбкой.
 Грустная береза обнялася с липкой.
 Призатихла роща. Только дуб шушукал,
 Только где-то дятел крепким носом тукал,
 Только где-то струйки смутно лепетали,
 Только роковые страсти не дремали,
 Только насекомых мир неугомонный
 Голосил немолчно в тишине бессонной,
 Стрекотали мухи; комары трубили;
 На своих скрипицах весело пилили,
 Лихо зная ноты, стало быть, без свечек,
 Те, которых хором управлял кузнечик.
Впереди оркестра на своей скрипице
 Громче всех пилил он в честь своей царицы.
 Выходила замуж бабочки кузина,
 И жених был славный с хоботком детина;
 По уму, конечно, не был из проворных,
 Но происходил он от червей отборных.
 По словам невесты, он лишь был несносен
 Тем, что без разбора запах старых сосен
 Сравнивал с весенним запахом фиалок,
 Уважал шиповник и боялся галок.
 Но какое дело нам до этих вздоров.
Бал великолепный! Звуки льются с хоров;
 Шпанских мух десятки в золотых ливреях
 Курят ароматы в сумрачных аллеях.
 Светляки, подобно шкаликам и плошкам,
 Вспыхивая, блещут вдоль по всем дорожкам.
 Копошатся гости. В месячном сиянье
 Бабочки порхают в бальном одеянье.
 Стрекоза, сцепившись с стрекозой, несется.
 Пестрый вихорь вальса шелестит и вьется.
Жужелицы ходят около буфета;
 Ползают козявки… И большого света
 Жесткие особы — божий коровки
 Собрались друг другу показать обновки.
 Молча, подбираясь к двум зеленым мухам,
 Два жучка каких-то выступают брюхом
 На коротких ножках. Муравей, с шнуровкой
 Под жилетом модным, с желтенькой коровкой
 Важно и небрежно, приседая, пляшет.
 Резвая Сильфида крылышками машет,
 Глазки, носик, ножки, платьица узоры —
 Все в ней поневоле привлекает взоры.
 Мой артист кузнечик и душой пылает,
 И очей не сводит, и как черт играет.
 По ее же просьбе, сердцем неизменный.
 Сочинил он этот танец вдохновенный,
 Танец, под который скачут и поныне
 Стаи насекомых на любой куртине
 Вашего же сада, если, о читатель!
 Сад иль хоть садишко дал тебе создатель.
Но и насекомых бал не обошелся
 Без скандала: в парке, говорят, нашелся
 Злой паук, который, с веточки на ветку
 Протянувши нити, невидимку-сетку
 Сделал так канальски ловко и искусно,
 Что тайком, быть может, и покушал вкусно.
 Говорят — вдобавок шлепнулась коровка,
 И у ней от страха лопнула шнуровка.
 Сам артист заметил, как его Сильфиду
 Паучок какой-то, пренаивный с виду,
 За крыло задевши чем-то вроде петли,
 Притянуть старался, и глядел уж — нет ли
 Где такого места в этом чудном саде,
 Чтоб минут хоть десять провести в прохладе,
 В тишине, в уюте, дальше от волненья…
 Но артист ревнивый понял ухищренье,
 Подскочил и порвал роковые нити.
 Паучок надулся; а комар: «Смотрите, —
 Пропищал артисту, — как вы замарались,
 Точно в неприличном месте обретались!»
 Покраснел кузнечик: видит — паутина
 К рукаву прилипла.
 «Экая скотина!» —
 Проворчал и вытер. Бабочка ни слова
 Не сказала, только выбрала другого
В танцах кавалера: кавалер крылатый
 Был ее соседки братец глуповатый.
 «Правда ли, — спросил он, — слух идет из «ивы,
 Будто бы в маэстро страстно влюблены вы?
 Будто бы кузнечик говорил, что хочет
 Он на вас жениться — и о том хлопочет?» —
 «Что вы говорите? — молвила Сильфида, —
 Мой жених — кузнечик! Какова обида!
 Кто такие в свете распускает слухи?
 Или эту глупость выдумали мухи!» —
 «Нет, совсем не мухи-с! Кто-то из оркестра
 Говорил, что будто слышал от маэстро».
Фея над собою сделала усилье,
 Чтоб не рассердиться, — и, встряхнувши крылья,
 Бросила холодный взгляд на музыканта,
 А когда кричали в честь его таланта:
 «Браво! фора! фора!» — делала гримаски
 Или улыбалась, опуская глазки.
Бал под темным небом длился до рассвета.
 Бабочка устала. — Вдруг за рощей где-то
 Соловей защелкал.
 Ей тогда сказали
 (Можно ли без лести обойтись на бале!),
 Ей сказали: «Фея! прекратите танец,
 Слышите ли пенье? — это иностранец,
 Соловей пролетный, вздумал серенаду
 Вам давать».
И точно, по всему-то саду
 Рассыпались звуки, страстно замирая
 В бесконечных трелях. Бабочка, внимая
 Соловью, мечтала.
 В это время сзади
 Подошел кузнечик.
 «Фея! Бога ради!..
 Что вы так печальны?..» —
 «Ах! — она сказала, —
 Вы мне помешали… Я воображала,
 Что таланты наших не всегда приличных
 Скакунов достойны тех певцов столичных,
 Имена которых славны за границей.
 Боги! отчего я рождена не птицей!
 Будь я птицей… Впрочем, если захочу я
 Соловья послушать, завтра ж полечу я…» —
«О!» — сказал кузнечик…
 «Жалкий музыкантик! —
 Прошептала Фея, пощипавши бантик
 На своем корсаже, — разве я не знаю…» —
 «О, — сказал кузнечик, — я не понимаю,
 Что вы говорите. Соловьи опасны,
 И к тому ж, положим, песни их прекрасны —
 Все же не в народном духе».
 Засмеялась
 Бальная царица — и, как тень, умчалась.
Бедненький кузнечик тут же нос повесил
 И один остался, бледен и невесел.
 Вот упала слезка на листочек влажный,
 С ветерком промчался чей-то вздох протяжный,
 Словно колокольчик звякнул в отдаленье…
 Ничего герой мой не слыхал: презренье
 Было слишком явно… И глядел он мутно
 В темный лес, откуда, сладко раздражая
 Благовонный воздух и не умолкая,
 Соловьиных песен раздавались трели,
 И шептал он: «Боги, боги! неужели?
 Что ж это такое? Отчего же это?..
 Или для поэта миновало лето? —
 Пойте, пойте, птицы!» Но сердца больные
 Врачевать не могут песни не родные.
ПЕСНЬ 5
Плачь, родная Муза! Затяни ты песню:
 Не о том, как «ходит молодец на Пресню»,
 Не о том, как «пряха пряла — не ленилась»,
 Не о том, как «Волга-матушка катилась», —
 Спой нам песню так, чтоб туча разразилась
 Над широкой нивой, чтоб дождем шумящим
 Пробежала сила по листам дрожащим,
 Чтоб червей, враждебных зелени и лету
 Ненавистных, падких к завязи и цвету,
 Смыло, разнесло бы по крутым оврагам!
 Туча дождевая, будь ты нашим благом!
 Поднимая ветер, оборви ты сети
 Паука с крестами, что гордится в свете
 Тем, что иссушил он множество народу,
 Из души и сердца высосав свободу!
 Бабочкам грозою опали ты крылья,
 Чтоб хоть их за это снова полюбил я! —
Так стонал кузнечик под наитьем бурной
 И мятежной думы. А над ним лазурный
 Василек качался, наливался колос,
 И, жужжа, знакомый проносился голос:
 «Слышишь ли ты грома дальние раскаты?
 Погляди на тучки, что без крыл крылаты,
 Мрачны без печали, без улыбки ясны,
 Как проза, могучи, как туман, бесстрастны!»
 Проносился голос, но в душе артиста
 Раздавалось что-то вроде злого свиста.
 Оскорбленный светом, огорченный балом,
 Не на шутку мрачным стал он либералом.
В этом месте надо, в виде объясненья,
 Маленькое к Липкам сделать отступленье.
 Бабочка, герою изменив, сначала
 За его нескромность уколоть желала;
 А потом — головка, видно, закружилась —
 И она не в шутку в соловья влюбилась.
 Иностранец этот в мире насекомых,
 Говорят, был дерзок и клевал знакомых.
 Отомстить любовью этой чудной птице,
 Приковать к победной своей колеснице,
 Песни и посланья сочинять заставить
 И, быть может, в свете тем себя прославить:
 Вот что замышляла ветреная фея.
 К нашему ж герою, просто, не краснея
 И не церемонясь, клопика послала
 И «_блоходарю_ вас» ему написала.
 Эта «_блоходарность_», вместо «благодарность»,
 Пуще огорчила моего героя.
 А гуляка страшно хохотал и, строя
 Разные гримасы, говорил, что блохи
 Более полезны, чем пустые вздохи.
Может быть, артист наш, раз отдавшись снова
 Музам, позабыл бы, как любовь сурово
 Обошлась с ним, то есть: позабыл бы эту
 Ветреную фею; к будущему лету
 Сочинил бы кучу гимнов и сонетов,
 Был бы снова счастлив счастием поэтов,
 Сел бы на соломку, чтоб во славу ночи
 На своей скрипице пилить что есть мочи;
 Но, к его несчастью, вдруг распространилась
 Весть, что будто что-то с бабочкой случилось:
 Говорили, будто бабочка бежала,
 Бабочка погибла, бабочка пропала.
 Прямо шли из парка эти злые слухи,
 Стало быть, не врали комары и мухи:
 Была вероятность!
 Долго этим слухам
 Мой артист не верил. Вдруг, как бы обухом
 Кто-нибудь героя съездил прямо в ухо,
 Он поверил разом в достоверность слуха;
 Только что успел он всех предать проклятью,
 Получил пакетик с маленькой печатью.
 Вот письмо:
 «Вы были к нам неравнодушны —
 Если правда, будьте хоть любви послушны:
 Поищите нашу милую Сильфиду
 И ее не дайте соловью в обиду.
 Кто вам это пишет, сами угадайте.
 Если ж будут вести, в Липки передайте».
 Прочитав такое странное посланье,
 Он в припадке страсти и негодованья
 Начал просто хныкать… хныкал, долго хныкал!
 (Эдакое горе он себе накликал!)
 Приближался вечер. — К счастию, гуляка
 Был в харчевне, клюкнул и, краснее рака,
 Постучался к другу. Он расставил ноги,
 Увидавши слезы и следы тревоги
 На лице артиста.
 «Ба! Какие страсти!
 Выпей, братец, клюкни! — будешь нашей масти! —
 Возгласил гуляка. — Плюнь ты на Сильфиду —
 И тебя не дам я никому в обиду». —
 «Бедная Сильфида, что с ней? — не без писку
 Отвечал кузнечик, — на! прочти записку». —
 «Ничего не вижу!» — пробурчал гуляка,
 Ибо он недаром был краснее рака.
 Тут ему кузнечик рассказал, в чем дело,
 И они решились в путь пуститься смело.
 Мой герой готов был с соловьем хоть драться,
 А гуляка вышел просто поразмяться.
ПЕСНЬ 6
Вечер был ненастный. Квакали лягушки;
 Под налетом ветра зыбкие верхушки
 Жатвы колыхались, словно волны; капал
 Тихий дождь — и где-то перепел вавакал;
 Пауки свернулись; пораскисли мушки;
 Комары притихли.
 Около опушки
 Леса наш кузнечик шел сам-друг с гулякой.
 «Слушай-ка, приятель! надо бы на всякой
 Случай запастись нам фонарем», — шагая,
 Говорил гуляка. Но, не возражая
 На совет, кузнечик приостановился:
 С ветром из тумана к нему доносился
 Звук ему знакомый: два степных артиста
 На дрянных скрипицах хрипло и нечисто
 Выводили нотки… беспрестанно эти
 Нотки обрывались.
 «Ты имей в предмете, —
 Продолжал гуляка, — что впотьмах наткнуться
 Можно на лягушку, или кувыркнуться.
 Гей! — он свистнул. — Кто там? —
 и, под подорожник
 Заглянувши, крикнул: — Ну-ка, ты, пирожник,
 Выходи!»
 И вышел таракашек, смуглый,
 Как медовый пряник, и, как булка, круглый.
 «Что вам надо?» —
 «Где тут к светляку дорога?» —
 «Дальше, барин, дальше! поправей немного,
 Там, под божьей травкой, две еловых шишки,
 Там опросите… Жаль, вот, опят мои мальчишки». —
 «Э! — сказал гуляка, — мы идем не свищем,
 А к еловым шишкам сами путь отыщем». —
 «Дали бы на водку, я пошел бы с вами». —
 «Не ходи, любезный!» — шевеля усами,
 Возразил гуляка.
 «Больно ночь муруга!» —
 «Ну, не ври, любезный!»
И пошли два друга
 К двум еловым шишкам. Стук-стук! — «Отворяй-ка
 Двери!» —
 «Кто там?» —
 «Леший!» —
 «Кто там?» —
 «Вылезай-ка!»
 И светляк с разбитым фонарем пустился
 В лес казать дорогу. Клялся и божился,
 Что совсем не знает, где там обитает
 Соловей, что нужно, если кто желает
 Знать его _фатеру_, допросить у Розы.
 «Я, — сказал гуляка, — у такой занозы
 Спрашивать не стану: и глупа ужасно,
 И молчит, как рыба, и небезопасна». —
 «Ну, так хоть улитку допросите». —
 «Враки!
 Ты совсем не знаешь, где зимуют раки.
 Надо втихомолку пробираться влево,
 К муравьиным кучам, дальше от посева».
 Вдруг гуляки голос превратился в шепот:
 В темноте раздался чей-то резвый топот,
 В куст через дорогу проскакала мышка.
 У гуляки тотчас началась одышка:
 Он маленько струсил. Впрочем, от испуга
 Скоро он очнулся, догоняя друга.
Ветер унимался, и луна в сквозные
 Своды темной рощи словно золотые
 Струны протянула. Мшистые коренья
 Просияли, словно дожидаясь пенья.
 И, о чудо! в дебрях вдруг раздался голос
 Соловья — и дрогнул мой артист, и волос
 Дыбом на макушке стал от ощущенья
 Страха и тревоги, гнева и смятенья.
«Вот он! вот!» — шепнул он, притаив дыханье..
 «Что это за пенье? Просто рокотанье, —
 Тут ему заметил друг его гуляка, —
 Все в одних руладах, все в одних…» —
 «Однако, —
 Возразил герой мой, — не бранись напрасно!
 Плут едва ли может петь так сладкогласно».
«Что вы тут? Зачем вы?» — харю выставляя
 Из норы, спросила их оса лесная.
 «Эх, оса голубка! что ты смотришь волком:
 Мы не лиходеи, — отвечай нам толком:
 Вышли мы на поиск…» И кузнечик смело
 Выглянувшей харе объяснил, в чем дело.
 «Нешто я не знаю, как она вертелась, —
 Запищала харя, — пофиньтить хотелось…
 Этому никак уж третий день, как минул…
 Соловей-то клюнул, да потом и кинул.
 Ползала бедняжка, ползала немало;
 Если в муравейник сдуру не попала,
 Где-нибудь у наших червяков спросите…
 Я ж оса — и только, — ну и не взыщите!» —
 С этим словом, как-то скорчась, опустилась
 Харя эта в норку и в подвале скрылась.
 «Так бы вот и съездил я по этой харе, —
 Проворчал гуляка, — если б был в ударе».
 Но артист-кузнечик горестным рассказом
 Так был отуманен, что, казалось, разум
 Потерял… И долго сладостные трели
 Соловья так смутно для него звенели,
 Как звенит порою в час ночной метели,
 Глухо замирая, колокольчик дальний
 В глубине пустыни снежной и печальной.
ПЕСНЬ 7
Долго, до полночи прыгуны блуждали,
 Наконец на свежий след они напали.
 Светлячок вертелся подле их недаром,
 И Диана, тучку золотым пожаром
 Охватив, недаром отклоняла ветки
 И кой-где чертила яркие отметки;
 Для моих героев бледный луч богини
 Путеводным светом был среди пустыни.
 Там, неподалеку спеющей брусники,
 Под корнями красной полевой гвоздики,
 Одиноким трупом бабочка лежала:
 Ножки протянула, крылья распластала
 И, казалось, лежа небесам молилась,
 Вся окоченела, но не изменилась;
 Тот же сохранился очерк милый, нежный,
 Тою же сияли белизною снежной
 Матовые крылья. Черная косынка
 На груди раскрылась. Крупная слезинка,
 Как алмаз, блестела около ресницы,
 И как бархат были темные косицы.
 Мертвая казалась сонной; но чернела
 Маленькая ранка… Молча возле тела
 Постоял кузнечик, сердцем надрываясь.
 Молча с огонечком к трупу наклоняясь,
 Светлячок, как будто сильно пораженный
 Небывалым чудом, жмурился, как сонный,
 У гуляки тоже хмель прошел. Сурово
 Он глядел, и то, что видел, было ново
 Для него. Он понял, что была б тут шутка
 Вовсе неприлична. Даже как-то жутко
 Становилось сердцу вечного гуляки,
 Даже покривилась рожа забияки,
 Потому что был он добрая скотинка.
 Видя, как у мертвой на лице слезинка
 Неподвижно светлой капелькой стояла,
 Он шептал: «Бабошка! — Ты отпировала!
 Так и мы у смерти дни свои воруем;
 Попадемся с кражей — да и отпируем!»
 Впрочем, мой гуляка был такого сорту,
 Что свое унынье вмиг отправил к черту
 И, толкнув артиста, молвил: «Ну, конечно,
 Жаль, да ведь нельзя же горевать нам вечно!
 Сделаем носилки, и ее прилично
 Отнесем под Липки. Все пойдет отлично.
 Только ты напрасно, брат, не надрывайся,
 Сил не трать и плакать после постарайся».
 Сделали носилки, положили тело,
 Подняли и долго поступью несмелой
 Шли они по травкам, шли они по кочкам.
 Впереди, мелькая ярким огонечком,
 Шел светляк — и сотни разных насекомых,
 Нашему артисту вовсе незнакомых,
 Шумно просыпались в перелеске темном.
 «А! ба! кто там? что там?» — слышалося в сонном
 Царстве. Вдруг во мраке жалкий писк раздался:
 Муравей какой-то под ноги попался
 Нашему гуляке — он его и тиснул.
 Вслед за этим визгом — в роще кто-то свистнул.
 Комары, проснувшись и поднявшись роем,
 Затрубили в трубы, точно перед боем.
 Но слетевшись кучей и увидев тело,
 Взяли тоном ниже (поняли, в чем дело…)
 И, трубя плачевно, в расстояньи дальном
 Огласили воздух маршем погребальным,
 К светляку другие светляки пристали:
 Свечи их то гасли, то опять мелькали.
 С жалобным жужжаньем поднимались мухи
 И, жужжа, друг другу поверяли слухи.
 Бабочка — Сильфиды прежняя подруга —
 Высунула носик, бледная с испуга,
 И потом, спустившись по листочкам, села
 На холодный камень и — оцепенела.
 Предрассветный ветер, невидимкой вея,
 Думал, что воскреснет молодая фея:
 Шевелил у мертвой легкими крылами,
 И дышал в лицо ей влажными устами,
 И потом далеким проносился стоном,
 И по всем тропинкам отдавался звоном,
 Чашечки лиловых цветиков качая.
 И роса, как слезы, холодно сверкая,
 Медленно стекала с усиков цветущей
 Повилики, робко по стволам ползущей;
 И благоухали тысячи растений;
 И сквозь дым деревья в виде привидений
 Головой кивали. — Тихо раздвигая
 Облака, вставала зорька золотая, —
 И когда все стало ясно от улыбки
 Пламенной богини, принесли под Липки
 Мертвую Сильфиду — там ее сложили,
 Вырыли могилу и похоронили.
 И когда над этой новою могилой
 Думал злую думу мой артист унылый,
 В жарких искрах солнца за лесной куртиной
 Звучно раздавался рокот соловьиный.

