За беззаконие львов, тигров, барсов,
 Четвероножных оных Марсов,
 Которым отданы в правление леса,
 Разгневанные небеса
 Послали мор; валятся звери,
 Повсюду к смерти им отверсты страшны двери.
 Окончились пиры, которые они
 В спокойны прежде дни
 На счет овец и зайцев устроили;
 И звери в ужасе уже не звери стали.
 Изнемогают все, хоть смерть разит не всех.
 Гусей и кур лисицы не вкушают,
 И горлицы друг друга убегают.
 Нет более любви в лесах и нет утех.
 Глас добродетели сам хищный Волк стал слушать.
 Исправил наконец и Волк свой грешный век
 И стал он добрый человек;
 Но отчего? — Не хочет боле кушать.
 Сбирает Лев совет и говорит: «Друзья!
 Конечно, за грехи несчастье нам такое.
 Чтоб отвратить толико время злое,
 Кто всех грешней, хотя б то был и я,
 Тот должен искупить всё общество собою,
 Тот должен умереть за общество один,
 И будет славный он по смерти господин.
 Доволен бы я был моей судьбою,
 Когда б грешнее всех я был:
 Я жизнию б народ звериный искупил,
 И имя было бы мое всех львов слышнее.
 Я признаюсь, и я не без греха,
 Едал я и овец, едал и пастуха,
 Но я неужто всех грешнее?
 Пусть всяк, подобно мне, открыв смиренный дух,
 Покаяся, грехи свои расскажет вслух».
 — «Великий государь! — Лисица возглашает,—
 Ты праведен и милосерд всегда;
 Твоя священна лапа иногда
 Овец, любя, тазает;
 Но что же это за беда?
 Что их изволишь кушать,—
 То честь для подлости такой:
 Они на то и созданы судьбой.
 Нет, слишком совести своей изволишь слушать.
 И также нет греха
 Терзать и пастуха;
 Он из числа той твари пренесносной,
 Которая, не знаю почему,
 Во гордости, зверям поносной,
 Не ставя меры своему
 Уму,
 Себе владычество над нами присвояет
 И даже и на льва с презрением взирает».
 Известно, ежели кто вступится за льва,
 С тем будут все согласны;
 Итак, Лисицыны слова
 Казались всем и правы и прекрасны.
 Не смели также разбирать
 Грехи волков, медведей строго,
 И словом то сказать,
 Кто был драчун хотя немного,
 Тот был и праведен и свят
 Кто силен, никогда не будет тот повешен. —
 Но вот валят Осел, преглупый пустосвят,
 И говорит: «Я много грешен!
 Однажды, вечером, я близко шел лугов,
 Монастырю луга принадлежали;
 Не видно было там монахов, ни ослов,
 Они все спали.
 Я был один, и был тому я рад.
 Трава младая, случай, глад,
 А более всего черт силен;
 Вводить ослов во грех
 Черт в вымыслах всегда обилен:
 Приманкою там многих он утех
 Мне пакости настроил,
 Я весь монашеский лужок себе присвоил
 И травки пощипал…»
 — «В тюрьму Осла! — вдруг весь совет вскричал.
 Его-то нас губит ужасно прегрешенье:
 Есть ближнего траву! о, страшно преступленье!»
 И чтоб злодейства впредь такие отвратить,
 Травы для защищенья,
 Осла повелено казнить
 Погибели для отвращенья.
И у людей такой же нрав:
 Кто силен, тот у них и прав.

