Он вышел — зал взбесился. На мгновенье
 Пришла в согласье инструментов рать.
 Пал пианист на стул и мановенья
 Волшебной трости начал ожидать.
Два первых ряда отделяли ленты —
 Для свиты, для вельмож, для короля.
 Лениво пререкались инструменты,
 За первой скрипкой повторяя: «ля».
Настраивались нехотя и хитро,
 Друг друга зная издавна до йот.
 Поскрипывали старые пюпитры,
 На плечи принимая груды нот.
Стоял рояль на возвышенье в центре,
 Как чёрный раб, покорный злой судьбе.
 Он знал, что будет главным на концерте,
 Он взгляды всех приковывал к себе.
И, смутно отражаясь в чёрном теле,
 Как два соглядатая, изнутри,
 Из чёрной лакированной панели
 Следили за маэстро фонари.
В холодном чреве вены струн набухли —
 В них звук томился, пауза долга…
 И взмыла вверх рояля крышка — будто
 Танцовщица разделась донага.
Рука маэстро над землёй застыла,
 И пианист подавленно притих.
 Клавиатура пальцы ощутила
 И поддалась настойчивости их.
Минор мажору портил настроенье,
 А тот его упрямо повышал.
 Басовый ключ, спасая положенье,
 Гармониями ссору заглушал,
У нот шёл спор о смысле интервала,
 И вот одноголосия жрецы
 Кричали: «В унисоне все начала!
 В октаве все начала и концы!»
И возмущались грубые бемоли,
 Негодовал изломанный диез:
 Зачем, зачем вульгарные триоли
 Врываются в изящный экосез!
Низы стремились выбиться в икары,
 В верха — их вечно манит высота,
 Но мудрые и трезвые бекары
 Всех возвращали на свои места.
Склоняясь к пульту, как к военным картам,
 Войсками дирижёр повелевал,
 Своим резервам — терциям и квартам —
 Смертельные приказы отдавал.
И чёрный лак потрескался от боли,
 Взвились смычки штыками над толпой
 И, не жалея сил и канифоли,
 Осуществили смычку со струной.
Тонули мягко клавиши вселенной,
 Решив, что их ласкают, а не бьют.
 Подумать только: для ленивой левой
 Шопен писал Двенадцатый этюд!
Тончали струны под смычком, дымились,
 Медь плавилась на сомкнутых губах.
 Ударные на мир ожесточились —
 У них в руках звучал жестоко Бах.
Уже над грифом пальцы коченели,
 На чьей-то деке трещина, как нить:
 Так много звука из виолончели
 Отверстия не в силах пропустить.
Как кулаки в сумбурной дикой драке,
 Взлетали вверх манжеты в темноте,
 Какие-то таинственные знаки
 Концы смычков чертили в пустоте.
И, зубы клавиш обнажив в улыбке,
 Рояль смотрел, как он его терзал.
 И слёзы пролились из первой скрипки
 И незаметно затопили зал.
Рояль терпел побои, лез из кожи,
 Звучала в нём, дрожала в нём мольба,
 Но господин, не замечая дрожи,
 Красиво мучил чёрного раба.
Вот разошлись смычковые — картинно
 Виновников маэстро наказал,
 И с пятой вольты слив всех воедино,
 Он продолжал нашествие на зал.

