Заранее над смертью торжествуя
 И цепь времен любовью одолев,
 Подруга вечная, тебя не назову я,
 Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру,
 Под грубою корою вещества
 Я осязал нетленную порфиру
 И узнавал сиянье Божества…
Не трижды ль ты далась живому взгляду –
 Не мысленным движением, о нет! –
 В предвестие, иль в помощь, иль в награду
 На зов души твой образ был ответ.
1
И в первый раз,– о, как давно то было! –
 Тому минуло тридцать шесть годов,
 Как детская душа нежданно ощутила
 Тоску любви с тревогой смутных снов.
Мне девять лет, онах… ей девять тоже.
 «Был майский день в Москве», как молвил Фет.
 Признался я. Молчание. О, Боже
 Соперник есть. А! он мне даст ответ.
Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье.
 Душа кипит в потоке страстных мук.
 Житейское… отложим… попеченье –
 Тянулся, замирал и замер звук.
Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?
 И где толпа молящихся людей?
 Страстей поток,– бесследно вдруг иссяк он.
 Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
 В руке держа цветок нездешних стран,
 Стояла ты с улыбкою лучистой,
 Кивнула мне и скрылася в туман.
И детская любовь чужой мне стала,
 Душа моя – к житейскому слепа…
 И немка-бонна грустно повторяла:
 «Володинька – ах! слишком он глупа!»
2
Прошли года. Доцентом и магистром
 Я мчуся за границу в первый раз.
 Берлин, Ганновер, Кёльн – в движенье быстром
 Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.
Не света центр, Париж, не край испанский,
 Не яркий блеск восточной пестроты –
 Моей мечтою был Музей Британский,
 И он не обманул моей мечты.
Забуду ль вас, блаженные полгода?
 Не призраки минутной красоты,
 Не быт людей, не страсти, не природа –
 Всей, всей душой одна владела ты.
Пусть там снуют людские мириады
 Под грохот огнедышащих машин,
 Пусть зиждутся бездушные громады, –
 Святая тишина, я здесь один.
Ну, разумеется, cum grano salis!
 Я одинок был, но не мизантроп;
 В уединении и люди попадались,
 Из коих мне теперь назвать кого б?
Жаль, в свой размер вложить я не сумею
 Их имена, не чуждые молвы…
 Скажу: два-три британских чудодея
 Да два иль три доцента из Москвы.
Всё ж больше я один в читальном зале;
 И верьте иль не верьте – видит Бог,
 Что тайные мне силы выбирали
 Всё, что о ней читать я только мог.
Когда же прихоти греховные внушали
 Мне книгу взять «из оперы другой» –
 Такие тут истории бывали,
 Что я в смущенье уходил домой.
И вот однажды – к осени то было –
 Я ей сказал: «О Божества расцвет
 Ты здесь, я чую,– что же не явила
 Себя глазам моим ты с детских лет?»
И только я помыслил это слово –
 Вдруг золотой лазурью все полно,
 И предо мной она сияет снова –
 Одно ее лицо – оно одно.
И то мгновенье долгим счастьем стало,
 К земным делам опять душа слепа,
 И если речь «серьезный» слух встречала,
 Она была невнятна и глупа.
3
Я ей сказал: «Твоё лицо явилось,
 Но всю тебя хочу я увидать.
 Чем для ребенка ты не поскупилась,
 В том – юноше нельзя же отказать!»
«В Египте будь!» – внутри раздался голос.
 В Париж – и к югу пар меня несет.
 С рассудком чувство даже не боролось:
 Рассудок промолчал, как идиот.
На Льон, Турин, Пьяченцу и Анкону,
 На Фермо, Бари, Бриндизи – и вот
 По синему трепещущему лону
 Уж мчит меня британский пароход.
Кредит и кров мне предложил в Каире
 Отель «Аббат» – его уж нет, увы!
 Уютный, скромный, лучший в целом мире…
 Там были русские, и даже из Москвы.
Всех тешил генерал – десятый номер, –
 Кавказскую он помнил старину…
 Его назвать не грех – давно он помер,
 И лихом я его не помяну.
То Ростислав Фаддеев был известный,
 В отставке воин и владел пером.
 Назвать кокотку иль собор поместный –
 Ресурсов тьма была сокрыта в нём.
Мы дважды в день сходились за табльдотом;
 Он весело и много говорил,
 Не лез в карман за скользким анекдотом
 И философствовал по мере сил.
Я ждал меж тем заветного свиданья,
 И вот однажды, в тихий час ночной,
 Как ветерка прохладное дыханье:
 «В пустыне я – иди туда за мной».
Идти пешком (из Лондона в Сахару
 Не возят даром молодых людей, –
 В моем кармане – хоть кататься шару,
 И я живу в кредит уж много дней)
Бог весть куда, без денег, без припасов,
 И я в один прекрасный день пошёл –
 Как дядя Влас, что написал Некрасов.
 (Ну, как-никак, а рифму я нашёл).
Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
 В цилиндре высочайшем и в пальто,
 За чёрта принятый, в здоровом бедуине
 Я дрожь испуга вызвал и за то
Чуть не убит,– как шумно, по-арабски
 Совет держали шейхи двух родов,
 Что делать им со мной, как после рабски
 Скрутили руки и без лишних слов
Подальше отвели, преблагородно
 Мне руки развязали – и ушли.
 Смеюсь с тобой: богам и людям сродно
 Смеяться бедам, раз они прошли.
Тем временем немая ночь на землю
 Спустилась прямо, без обиняков.
 Кругом лишь тишину одну я внемлю
 Да вижу мрак средь звёздных огоньков.
Прилегши наземь, я глядел и слушал…
 Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
 В своих мечтах меня он, верно, кушал,
 А на него и палки я не взял.
Шакал-то что! Вот холодно ужасно…
 Должно быть, нуль,– а жарко было днём…
 Сверкают звезды беспощадно ясно;
 И блеск, и холод – во вражде со сном.
И долго я лежал в дремоте жуткой,
 И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»
 И я уснул; когда ж проснулся чутко –
 Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья
 Очами, полными лазурного огня,
 Глядела ты, как первое сиянье
 Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки –
 Всё обнял тут один недвижный взор…
 Синеют подо мной моря и реки,
 И дальний лес, и выси снежных гор.
Всё видел я, и всё одно лишь было –
 Один лишь образ женской красоты…
 Безмерное в его размер входило, –
 Передо мной, во мне – одна лишь ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
 Я всю тебя в пустыне увидал…
 В моей душе те розы не завянут,
 Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось –
 И солнца шар всходил на небосклон.
 В пустыне тишина. Душа молилась,
 И не смолкал в ней благовестный звон.
Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
 И начинал тускнеть мой высший взгляд.
 Увы! как ты ни будь душою чуток,
 А голод ведь не тётка, говорят.
На запад солнца путь держал я к Нилу
 И вечером пришел домой в Каир.
 Улыбки розовой душа следы хранила,
 На сапогах – виднелось много дыр.
Со стороны всё было очень глупо
 (Я факты рассказал, виденье скрыв).
 В молчанье генерал, поевши супа,
 Так начал важно, взор в меня вперив:
«Конечно, ум дает права на глупость,
 Но лучше сим не злоупотреблять:
 Не мастерица ведь людская тупость
 Виды безумья точно различать.
А потому, коль вам прослыть обидно
 Помешанным иль просто дураком, –
 Об этом происшествии постыдном
 Не говорите больше ни при ком».
И много он острил, а предо мною
 Уже лучился голубой туман
 И, побежден таинственной красою,
 Вдаль уходил житейский океан.
* * *
Ещё невольник суетному миру,
 Под грубою корою вещества
 Так я прозрел нетленную порфиру
 И ощутил сиянье Божества.
Предчувствием над смертью торжествуя
 И цепь времен мечтою одолев,
 Подруга вечная, тебя не назову я,
 А ты прости нетвердый мой напев!
Анализ стихотворения «Три свидания» Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев в «Трех свиданиях» помещает центральное понятие своей философии – Вечную Женственность – в профанные декорации.
Стихотворение написано осенью 1898 года. Его автору в эту пору 45 лет, он известен как философ, публицист, поэт. На этот же период приходится ухудшение его здоровья, которое и привело В. Соловьева к смерти через 2 года. Пока же он успел наведаться в Египет. По жанру – ироническая автобиография, рассказ визионера, рифмовка перекрестная, 50 строф, поэма из 3 частей с прологом и эпилогом. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая, первая строфа обыгрывается и в финале. Поэт описывает три случая, которые он счел явлениями так называемой «вечной Женственности». Женское начало, понятие «Мировой души» занимают особое место в его философской системе. Лексика с мнимой высокопарностью, местами шутливая, заметно подражание А. Пушкину. Итак, в 9 лет мальчик впервые «ощутил тоску любви» и загляделся на ровесницу. Однажды в храме ему привиделась некая женщина «в лазури золотистой». К девочке он вмиг охладел и задумался об идеальном мире, больше метафизическом, чем физическом. В молодости В. Соловьев увлекся оккультизмом, изучал гностицизм, решил, что и сам в состоянии создать учение о Боге, человеке, мире, которое превзойдет все существующие в приближении к истине. Тогда-то ему повторно показалась идеальная возлюбленная. По дороге из библиотеки он воззвал к «вечной подруге» — и вдруг узрел «ее лицо» все в той же «золотой лазури». Все земное ему опротивело. Наконец, в 23 года последнее видение. Дело было ночью в Египте. Иллюзия в «образе женской красоты» опять возникла перед ним. Пестрая сюжетная канва остается зарисовкой, ее персонажи не запоминаются (ну, разве что шакал), насмешливый тон сбивает с толку: уж не издевается ли писатель над «мистическим опытом» (и был ли он в таком случае вообще?), а заодно над читателем. Не наносит ли он этому «нечто» оскорбление подобным тоном? Впрочем, в строках о «лазури» он сентиментален и возвышен. Страстный мечтатель, он ироничен по отношению к себе и людям как к смертным, ограниченным существам. Исподволь еще и намекает, что нашел свою правду не в «официальной религии», учености, цивилизации, а посреди пустыни. Герой – избранник высших сил, хотя эту мысль и не педалирует. Эпитеты: трепещущему, скользким, жуткой. Сравнение: за черта. Олицетворение: немая ночь. Метафора: розы в душе. Восклицания, вопросы, прямая речь. Инверсия: прошли года, владела ты, тешил генерал. Рефреном проходит тема глупости. Фразеологизмы: кататься шару (шаром покати, то есть, пусто), голод не тетка. Обилие прозаизмов и в описаниях, и во внутреннем монологе героя.
«Три свидания» В. Соловьева – одна из философских концепций рубежа веков, изложенная в стихотворной форме.

