По этой
 дороге,
 спеша во дворец,
 бесчисленные Людовики
 трясли
 в шелках
 золочёных каретц
 телес
 десятипудовики.
 И ляжек
 своих
 отмахав шатуны,
 по ней,
 марсельезой пропет,
 плюя на корону,
 теряя штаны,
 бежал
 из Парижа
 Капет.
 Теперь
 по ней
 весёлый Париж
 гоняет
 авто рассияв, —
 кокотки,
 рантье, подсчитавший барыш,
 американцы
 и я.
 Версаль.
 Возглас первый:
 «Хорошо жили стервы!»
 Дворцы
 на тыщи спален и зал —
 и в каждой
 и стол
 и кровать.
 Таких
 вторых
 и построить нельзя —
 хоть целую жизнь
 воровать!
 А за дворцом,
 и сюды
 и туды,
 чтоб жизнь им
 была
 свежа,
 пруды,
 фонтаны,
 и снова пруды
 с фонтаном
 из медных жаб.
 Вокруг,
 в поощренье
 жантильных манер,
 дорожки
 полны статуями —
 везде Аполлоны,
 а этих
 Венер
 безруких, —
 так целые уймы.
 А дальше —
 жилья
 для их Помпадурш —
 Большой Трианон
 и Маленький.
 Вот тут
 Помпадуршу
 водили под душ,
 вот тут
 помпадуршины спаленки.
 Смотрю на жизнь —
 ах, как не нова!
 Красивость —
 аж дух выматывает!
 Как будто
 влип
 в акварель Бенуа,
 к каким-то
 стишкам Ахматовой.
 Я все осмотрел,
 поощупал вещи.
 Из всей
 красотищи этой
 мне
 больше всего
 понравилась трещина
 на столике
 Антуанетты.
 В него
 штыка революции
 клин
 вогнали,
 пляша под распевку,
 когда
 санкюлоты
 поволокли
 на эшафот
 королевку.
 Смотрю,
 а всё же —
 завидные видики!
 Сады завидные —
 в розах!
 Скорей бы
 культуру
 такой же выделки,
 но в новый,
 машинный ро́змах!
 В музеи
 вот эти
 лачуги б вымести!
 Сюда бы —
 стальной
 и стекольный
 рабочий дворец
 миллионной вместимости, —
 такой,
 чтоб и глазу больно.
 Всем,
 ещё имеющим
 купоны
 и монеты,
 всем царям —
 ещё имеющимся —
 в назидание:
 с гильотины неба,
 головой Антуанетты,
 солнце
 покатилось
 умирать на зданиях.
 Расплылась
 и лип
 и каштанов толпа,
 слегка
 листочки ворся.
 Прозрачный
 вечерний
 небесный колпак
 закрыл
 музейный Версаль.
Владимир Маяковский — Версаль: Стих
> 

