Действуют:
Владимир Маяковский
 (поэт 20–25 лет).
 Его знакомая
 (сажени 2–3. Не разговаривает).
 Старик с черными сухими кошками
 (несколько тысяч лет).
 Человек без глаза и ноги.
 Человек без уха.
 Человек без головы.
 Человек с растянутым лицом.
 Человек с двумя поцелуями.
 Обыкновенный молодой человек.
 Женщина со слезинкой.
 Женщина со слезой.
 Женщина со слезищей.
 Газетчики, мальчики, девочки и др.
Пролог
В. Маяковский
Вам ли понять,
 почему я,
 спокойный,
 насмешек грозою
 душу на блюде несу
 к обеду идущих лет.
 С небритой щеки площадей
 стекая ненужной слезою,
 я,
 быть может,
 последний поэт.
 Замечали вы —
 качается
 в каменных аллеях
 полосатое лицо повешенной скуки,
 а у мчащихся рек
 на взмыленных шеях
 мосты заломили железные руки.
 Небо плачет
 безудержно,
 звонко;
 а у облачка
 гримаска на морщинке ротика,
 как будто женщина ждала ребенка,
 а бог ей кинул кривого идиотика.
 Пухлыми пальцами в рыжих волосиках
 солнце изласкало вас назойливостью овода —
 в ваших душах выцелован раб.
 Я, бесстрашный,
 ненависть к дневным лучам понёс в веках;
 с душой натянутой, как нервы про̀вода,
 я —
 царь ламп!
 Придите все ко мне,
 кто рвал молчание,
 кто выл
 оттого, что петли полдней туги, —
 я вам открою
 словами
 простыми, как мычанье,
 наши новые души,
 гудящие,
 как фонарные дуги.
 Я вам только головы пальцами трону,
 и у вас
 вырастут губы
 для огромных поцелуев
 и язык,
 родной всем народам.
 А я, прихрамывая душонкой,
 уйду к моему трону
 с дырами звезд по истертым сводам.
 Лягу,
 светлый,
 в одеждах из лени
 на мягкое ложе из настоящего навоза,
 и тихим,
 целующим шпал колени,
 обнимет мне шею колесо паровоза.
Первое действие
Весело. Сцена — город в паутине улиц. Праздник нищих. Один В. Маяковский. Проходящие приносят еду — железного сельдя с вывески, золотой огромный калач, складки желтого бархата.
В. Маяковский
Милостивые государи!
 Заштопайте мне душу,
 пустота сочиться не могла бы.
 Я не знаю, плевок — обида или нет.
 Я сухой, как каменная баба.
 Меня выдоили.
 Милостивые государи,
 хотите —
 сейчас перед вами будет танцевать замечательный поэт?
Входит старик с черными сухими кошками. Гладит. Весь — борода.
В. Маяковский
Ищите жирных в домах-скорлупах
 и в бубен брюха веселье бейте!
 Схватите за ноги глухих и глупых
 и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.
 Разбейте днища у бочек злости,
 ведь я горящий булыжник дум ем.
 Сегодня в вашем кричащем тосте
 я овенчаюсь моим безумием.
Сцена постепенно наполняется. Человек без уха. Человек без головы и др. Тупые. Стали беспорядком, едят дальше.
В. Маяковский
Граненых строчек босой алмазник,
 взметя перины в чужих жилищах,
 зажгу сегодня всемирный праздник
 таких богатых и пестрых нищих.
Старик с кошками
Оставь.
 Зачем мудрецам погремушек потеха?
 Я — тысячелетний старик.
 И вижу — в тебе на кресте из смеха
 распят замученный крик.
 Легло на город громадное горе
 и сотни махоньких горь.
 А свечи и лампы в галдящем споре
 покрыли шопоты зорь.
 Ведь мягкие луны не властны над нами, —
 огни фонарей и нарядней и хлеще.
 В земле городов нареклись господами
 и лезут стереть нас бездушные вещи.
 А с неба на вой человечьей орды
 глядит обезумевший бог.
 И руки в отрепьях его бороды,
 изъеденных пылью дорог.
 Он — бог,
 а кричит о жестокой расплате,
 а в ваших душонках поношенный вздошек.
 Бросьте его!
 Идите и гладьте —
 гладьте сухих и черных кошек!
 Громадные брюха возьмете хвастливо,
 лоснящихся щек надуете пышки.
 Лишь в кошках,
 где шерсти вороньей отливы,
 наловите глаз электрических вспышки.
 Весь лов этих вспышек
 (он будет обилен!)
 вольем в провода,
 в эти мускулы тяги, —
 заскачут трамваи,
 пламя светилен
 зареет в ночах, как победные стяги.
 Мир зашеве́лится в радостном гриме,
 цветы испавлинятся в каждом окошке,
 по рельсам потащат людей,
 а за ними
 все кошки, кошки, черные кошки!
 Мы солнца приколем любимым на платье,
 из звезд накуем серебрящихся брошек.
 Бросьте квартиры!
 Идите и гладьте —
 гладьте сухих и черных кошек!
Человек без уха
Это — правда!
 Над городом
 — где флюгеров древки —
 женщина
 — черные пещеры век —
 мечется,
 кидает на тротуары плевки, —
 а плевки вырастают в огромных калек.
 Отмщалась над городом чья-то вина, —
 люди столпились,
 табуном бежали.
 А там,
 в обоях,
 меж тенями вина,
 сморщенный старикашка плачет на рояле.
Окружают.
Над городом ширится легенда мук.
 Схватишься за ноту —
 пальцы окровавишь!
 А музыкант не может вытащить рук
 из белых зубов разъяренных клавиш.
Все в волнении.
И вот
 сегодня
 с утра
 в душу
 врезал матчиш
 гу́бы.
Я ходил, подергиваясь,
 руки растопыря,
 а везде по крышам танцевали трубы,
 и каждая коленями выкидывала 44!
 Господа!
 Остановитесь!
 Разве это можно?!
 Даже переулки засучили рукава для драки.
 А тоска моя растет,
 непонятна и тревожна,
 как слеза на морде у плачущей собаки.
Еще тревожнее.
Старик с кошками
Вот видите!
 Вещи надо рубить!
 Недаром в их ласках провидел врага я!
Человек с растянутым лицом
А, может быть, вещи надо любить?
 Может быть, у вещей душа другая?
Человек без уха
Многие вещи сшиты наоборот.
 Сердце не сердится,
 к злобе глухо.
Человек с растянутым лицом
 (радостно поддакивает).
И там, где у человека вырезан рот,
 многим вещам пришито ухо!
В. Маяковский
 (поднял руку, вышел в середину).
Злобой не мажьте сердец концы!
 Вас,
 детей моих,
 буду учить непреклонно и строго.
 Все вы, люди,
 лишь бубенцы
 на колпаке у бога.
 Я
 ногой, распухшей от исканий,
 обошел
 и вашу сушу
 и еще какие-то другие страны
 в домино и в маске темноты.
 Я искал
 ее,
 невиданную душу,
 чтобы в губы-раны
 положить ее целящие цветы.
(Остановился.)
И опять,
 как раб
 в кровавом поте,
 тело безумием качаю.
 Впрочем,
 раз нашел ее —
 душу.
 Вышла
 в голубом капоте,
 говорит;
 «Садитесь!
 Я давно вас ждала.
 Не хотите ли стаканчик чаю?»
(Остановился.)
Я — поэт,
 я разницу стер
 между лицами своих и чужих.
 В гное моргов искал сестер.
 Целовал узорно больных.
 А сегодня
 на желтый костер,
 спрятав глубже слёзы морей,
 я взведу и стыд сестер
 и морщины седых матерей!
 На тарелках зализанных зал
 будем жрать тебя, мясо, век!
Срывает покрывало. Громадная женщина. Боязливо. Вбегает Обыкновенный молодой человек. Суетится.
В. Маяковский
 (в стороне — тихо).
Милостивые государи!
 Говорят,
 где-то
 — кажется, в Бразилии —
 есть один счастливый человек!
Обыкновенный молодой человек
(подбегает к каждому, цепляется).
Милостивые государи!
 Стойте!
 Милостивые государи!
 Господин,
 господин,
 скажите скорей:
 это здесь хотят сжечь
 матерей?
 Господа!
 Мозг людей остер,
 но перед тайнами мира ник;
 а ведь вы зажигаете костер
 из сокровищ знаний и книг!
 Я придумал машинку для рубки котлет.
 Я умом вовсе не плох!
 У меня есть знакомый —
 он двадцать пять лет
 работает
 над капканом для ловли блох.
 У меня жена есть,
 скоро родит сына или дочку,
 а вы — говорите гадости!
 Интеллигентные люди!
 Право, как будто обидно.
Человек без уха
Молодой человек,
 встань на коробочку!
Из толпы
Лучше на бочку!
Человек без уха
А то вас совсем не видно!
Обыкновенный молодой человек
И нечего смеяться!
 У меня братец есть,
 маленький, —
 вы придете и будете жевать его кости.
 Вы всё хотите съесть!
Тревога. Гудки. За сценой крики: «Штаны, штаны!»
В. Маяковский
Бросьте!
Обыкновенного молодого человека обступают со всех сторон.
Если б вы так, как я, голодали —
 дали
 востока и запада
 вы бы глодали,
 как гложут кость небосвода
 заводов копченые рожи!
Обыкновенный молодой человек
Что же, —
 значит, ничто любовь?
 У меня есть Сонечка сестра!
(На коленях.)
Милые!
 Не лейте кровь!
 Дорогие,
 не надо костра!
Тревога выросла. Выстрелы. Начинает медленно тянуть одну ноту водосточная труба. Загудело железо крыш.
Человек с растянутым лицом
Если б вы так, как я, любили,
 вы бы убили любовь
 или лобное место нашли
 и растлили б
 шершавое потное небо
 и молочно-невинные звезды.
Человек без уха
Ваши женщины не умеют любить,
 они от поцелуев распухли, как губки.
Вступают удары тысячи ног в натянутое брюхо площади.
Человек с растянутым лицом
А из моей души
 тоже можно сшить
 такие нарядные юбки!
Волнение не помещается. Все вокруг громадной женщины. Взваливают на плечи. Тащат.
Вместе
Идем, —
 где за святость
 распяли пророка,
 тела отдадим раздетому плясу,
 на черном граните греха и порока
 поставим памятник красному мясу.
Дотаскивают до двери. Оттуда торопливые шаги. Человек без глаза и ноги. Радостный. Безумие надорвалось. Женщину бросили.
Человек без глаза и ноги
Стойте!
 На улицах,
 где лица —
 как бремя,
 у всех одни и те ж,
 сейчас родила старуха-время
 огромный
 криворотый мятеж!
 Смех!
 Перед мордами вылезших годов
 онемели земель старожилы,
 а злоба
 вздувала на лбах городов
 ре́ки —
 тысячеверстые жилы.
 Медленно,
 в ужасе,
 стрелки во́лос
 подымался на лысом темени времен.
 И вдруг
 все вещи
 кинулись,
 раздирая голос,
 скидывать лохмотья изношенных имен.
 Винные витрины,
 как по пальцу сатаны,
 сами плеснули в днища фляжек.
 У обмершего портного
 сбежали штаны
 и пошли —
 одни! —
 без человечьих ляжек!
 Пьяный —
 разинув черную пасть —
 вывалился из спальни комод.
 Корсеты слезали, боясь упасть,
из вывесок «Robes et modes».
Каждая калоша недоступна и строга.
 Чулки-кокотки
 игриво щурятся.
 Я летел, как ругань.
 Другая нога
 еще добегает в соседней улице.
 Что же,
 вы,
 кричащие, что я калека?! —
 старые,
 жирные,
 обрюзгшие враги!
 Сегодня
 в целом мире не найдете человека,
 у которого
 две
 одинаковые
 ноги!
Занавес
Второе действие
Скучно. Площадь в новом городе. В. Маяковский переоделся в тогу. Лавровый венок. За дверью многие ноги.
Человек без глаза и ноги
 (услужливо).
Поэт!
 Поэт!
 Вас объявили князем.
 Покорные
 толпятся за дверью,
 пальцы сосут.
 Перед каждым положен наземь
 какой-то смешной сосуд.
В. Маяковский
Что же,
 пусть идут!
Робко. Женщины с узлами. Много кланяются.
Первая
Вот это слёзка моя —
 возьмите!
 Мне не нужна она.
 Пусть.
Вот она,
 белая,
 в шелке из нитей
 глаз, посылающих грусть!
В. Маяковский
 (беспокойно).
Не нужна она,
 зачем мне?
(Следующей.)
И у вас глаза распухли?
Вторая
(беспечно).
Пустяки!
 Сын умирает.
 Не тяжко.
 Вот еще слеза.
 Можно на туфлю.
 Будет красивая пряжка.
В. Маяковский
(испуган)
Третья
Вы не смотри́те,
 что я
 грязная.
 Вымоюсь —
 буду чище.
 Вот вам и моя слеза,
 праздная,
 большая слезища.
В. Маяковский
Будет!
 Их уже гора.
 Да и мне пора.
 Кто этот очаровательный шатен?
Газетчики
Фигаро!
 Фигаро!
 Матэн!
Человек с двумя поцелуями. Все оглядывают. Говорят вперебой.
Смотрите —
 какой дикий!
 Отойдите немного.
 Темно.
 Пустите!
 Молодой человек,
 не икайте!
Человек без головы
И-и-и-и…
 Э-э-э-э…
Человек с двумя поцелуями
Тучи отдаются небу,
 рыхлы и гадки.
 День гиб.
 Девушки воздуха тоже до золота падки,
 и им только деньги.
В. Маяковский
Что?
Человек с двумя поцелуями
Деньги и деньги б!
Голоса
Тише!
 Тише!
Человек с двумя поцелуями
(танец с дырявыми мячами).
Большому и грязному человеку
 подарили два поцелуя.
 Человек был неловкий,
 не знал,
 что с ними делать,
 куда их деть.
 Город,
 весь в празднике,
 возносил в соборах аллилуя,
 люди выходили красивое надеть.
 А у человека было холодно,
 и в подошвах дырочек овальцы.
 Он выбрал поцелуй,
 который побольше,
 и надел, как калошу.
 Но мороз ходил злой,
 укусил его за пальцы.
 «Что же, —
 рассердился человек, —
 я эти ненужные поцелуи брошу!»
 Бросил.
 И вдруг
 у поцелуя выросли ушки,
 он стал вертеться,
 тоненьким голосочком крикнул:
 «Мамочку!»
 Испугался человек.
 Обернул лохмотьями души своей дрожащее тельце,
 понес домой,
 чтобы вставить в голубенькую рамочку.
 Долго рылся в пыли по чемоданам
 (искал рамочку).
 Оглянулся —
 поцелуй лежит на диване,
 громадный,
 жирный,
 вырос,
 смеется,
 бесится!
 «Господи! —
 заплакал человек, —
 никогда не думал, что я так устану.
 Надо повеситься!»
 И пока висел он,
 гадкий,
 жаленький, —
 в будуарах женщины
 — фабрики без дыма и труб —
 миллионами выделывали поцелуи,
 всякие,
 большие,
 маленькие, —
 мясистыми рычагами шлепающих губ.
Вбежавшие дети-поцелуи
 (резво).
Нас массу выпустили.
 Возьмите!
 Сейчас остальные придут.
 Пока — восемь.
 Я —
 Митя.
 Просим!
Каждый кладет слезу.
В. Маяковский
Господа!
 Послушайте, —
 я не могу!
 Вам хорошо,
 а мне с болью-то как?
Угрозы:
Ты поговори еще там!
 Мы из тебя сделаем рагу,
 как из кролика!
Старик с одной ощипанной кошкой
Ты один умеешь песни петь
(На груду слёз.)
Отнеси твоему красивому богу,
В. Маяковский
Пустите сесть!
Не дают. В. Маяковский неуклюже топчется, собирает слезы в чемодан. Стал с чемоданом.
Хорошо!
 Дайте дорогу!
 Думал —
 радостный буду.
 Блестящий глазами
 сяду на трон,
 изнеженный телом грек.
 Нет!
 Век,
 дорогие дороги,
 не забуду
 ваши ноги худые
 и седые волосы северных рек!
 Вот и сегодня —
 выйду сквозь город,
 душу
 на копьях домов
 оставляя за клоком клок.
 Рядом луна пойдет —
 туда,
 где небосвод распорот.
 Поравняется,
 на секунду примерит мой котелок.
 Я
 с ношей моей
 иду,
 спотыкаюсь,
 ползу
 дальше
 на север,
 туда,
 где в тисках бесконечной тоски
 пальцами волн
 вечно
 грудь рвет
 океан-изувер.
 Я добреду —
 усталый,
 в последнем бреду
 брошу вашу слезу
 темному богу гроз
 у истока звериных вер.
Занавес
Эпилог
В. Маяковский
Я это все писал
 о вас,
 бедных крысах.
 Жалел — у меня нет груди:
 я кормил бы вас доброй нененькой.
 Теперь я немного высох,
 я — блаженненький.
 Но зато
 кто
 где бы
 мыслям дал
 такой нечеловечий простор!
 Это я
 попал пальцем в небо,
 доказал:
 он — вор!
 Иногда мне кажется —
 я петух голландский
 или я
 король псковский.
 А иногда
 мне больше всего нравится
 моя собственная фамилия,
 Владимир Маяковский.

