Грудой дел,
 суматохой явлений
 день отошел,
 постепенно стемнев.
 Двое в комнате.
 Я
 и Ленин —
 фотографией
 на белой стене.
 Рот открыт
 в напряженной речи,
 усов
 щетинка
 вздернулась ввысь,
 в складках лба
 зажата
 человечья,
 в огромный лоб
 огромная мысль.
 Должно быть,
 под ним
 проходят тысячи…
 Лес флагов…
 рук трава…
 Я встал со стула,
 радостью высвечен,
 хочется —
 идти,
 приветствовать,
 рапортовать!
 «Товарищ Ленин,
 я вам докладываю
 не по службе,
 а по душе.
 Товарищ Ленин,
 работа адовая
 будет
 сделана
 и делается уже.
 Освещаем,
 одеваем нищь и о́голь,
 ширится
 добыча
 угля и руды…
 А рядом с этим,
 конешно,
 много,
 много
 разной
 дряни и ерунды.
 Устаешь
 отбиваться и отгрызаться.
 Многие
 без вас
 отбились от рук.
 Очень
 много
 разных мерзавцев
 ходят
 по нашей земле
 и вокруг.
 Нету
 им
 ни числа,
 ни клички,
 целая
 лента типов
 тянется.
 Кулаки
 и волокитчики,
 подхалимы,
 сектанты
 и пьяницы, —
 ходят,
 гордо
 выпятив груди,
 в ручках сплошь
 и в значках нагрудных…
 Мы их
 всех,
 конешно, скрутим,
 но всех
 скрутить
 ужасно трудно.
 Товарищ Ленин,
 по фабрикам дымным,
 по землям,
 покрытым
 и снегом
 и жнивьём,
 вашим,
 товарищ,
 сердцем
 и именем
 думаем,
 дышим,
 боремся
 и живем!..»
 Грудой дел,
 суматохой явлений
 день отошел,
 постепенно стемнев.
 Двое в комнате.
 Я
 и Ленин —
 фотографией
 на белой стене.
Анализ стихотворения «Разговор с товарищем Лениным» Маяковского
Свой воображаемый «Разговор с товарищем Лениным» Владимир Владимирович Маяковский впервые опубликовал в «Комсомольской правде».
Стихотворение создано в начале 1929 года. Его автор молод, энергичен, агитирует и ниспровергает, выступает перед различной аудиторией, пишет пьесы, наконец, путешествует. К этому времени В. Ленин мертв уже пять лет (от дел отошел по болезни еще за два года до смерти). Интересны скупые отзывы вождя о пролетарском трибуне. Футуризм он считал блажью, стихи В. Маяковского искусственными, напыщенными. Впрочем, он считался с популярностью его стихов у молодежи. Жанр – челобитная, ода. Размер – акцентный стих, рифмовка перекрестная, лесенка строчек. Композиция кольцевая, финал дублирует начало. Лирический герой – сам поэт. Беседует он с фотографией В. Ленина. Портрет вождя пролетариата вырастает почти до мифологического масштаба. Начавши с щетинки усов и приоткрытого рта, поэт описывает «огромную мысль» на не менее «огромном лбу». Тавтология здесь призвана подчеркнуть мощь интеллекта человека с фотографии. Дальше он не находит слов, образы людского моря, красных флагов, вскинутых рук всплывают перед его глазами. В сущности, он мог все это видеть. Воодушевленный энергией портрета, герой рапортует о достижениях и недостатках созданного на развалинах империи советского государства. Идиома: работа адовая (есть в ней некая двусмысленность). «Нищь и оголь»: устаревшие просторечия. Добыча угля сочетается с изрядной порцией «дряни и ерунды», мерзавцев, попутчиков, темных личностей, примазавшихся к построению светлого будущего. Парентеза: конешно (не ошибка, а фамильярность), товарищ. Ряды перечислительных градаций, щедро сдобренные списком врагов народа. Живы и кулаки, и пьяницы, подхалимы и волокитчики, причем, состоят при должностях. Это непорядок, отклонение от ленинского курса, но ничего, чистки рядов грядут. Фабрики и жнивье – вот на что главная ставка поэта (рабоче-крестьянский союз). Дальше – почти молитвенное обращение: вашим именем живем и боремся. «Двое в комнате»: герой общается с вождем, как с живым, просит совета, кается в слабости, хвалится успехами. Он обозревает громаду нового государства и обещает не сворачивать с пути, идти вместе с партией вперед.
В. Маяковский неоднократно создавал в своей лирике образ В. Ленина. Лично знакомы они не были, но заочно, через творчество поэта – несомненно.


 (10 оценок, среднее: 4,60 из 5)
 (10 оценок, среднее: 4,60 из 5)