Гражданин фининспектор!
 Простите за беспокойство.
 Спасибо…
 не тревожьтесь…
 я постою…
 У меня к вам
 дело
 деликатного свойства:
 о месте
 поэта
 в рабочем строю.
 В ряду
 имеющих
 лабазы и угодья
 и я обложен
 и должен караться.
 Вы требуете
 с меня
 пятьсот в полугодие
 и двадцать пять
 за неподачу деклараций.
 Труд мой
 любому
 труду
 родствен.
 Взгляните —
 сколько я потерял,
 какие
 издержки
 в моем производстве
 и сколько тратится
 на материал.
 Вам,
 конечно, известно явление «рифмы».
 Скажем,
 строчка
 окончилась словом
 «отца»,
 и тогда
 через строчку,
 слога повторив, мы
 ставим
 какое-нибудь:
 ламцадрица-ца.
 Говоря по-вашему,
 рифма —
 вексель.
 Учесть через строчку! —
 вот распоряжение.
 И ищешь
 мелочишку суффиксов и флексий
 в пустующей кассе
 склонений
 и спряжений.
 Начнешь это
 слово
 в строчку всовывать,
 а оно не лезет —
 нажал и сломал.
 Гражданин фининспектор,
 честное слово,
 поэту
 в копеечку влетают слова.
 Говоря по-нашему,
 рифма —
 бочка.
 Бочка с динамитом.
 Строчка —
 фитиль.
 Строка додымит,
 взрывается строчка,-
 и город
 на воздух
 строфой летит.
 Где найдешь,
 на какой тариф,
 рифмы,
 чтоб враз убивали, нацелясь?
 Может,
 пяток
 небывалых рифм
 только и остался
 что в Венецуэле.
 И тянет
 меня
 в холода и в зной.
 Бросаюсь,
 опутан в авансы и в займы я.
 Гражданин,
 учтите билет проездной!
 — Поэзия
 — вся! —
 езда в незнаемое.
 Поэзия —
 та же добыча радия.
 В грамм добыча,
 в год труды.
 Изводишь
 единого слова ради
 тысячи тонн
 словесной руды.
 Но как
 испепеляюще
 слов этих жжение
 рядом
 с тлением
 слова — сырца.
 Эти слова
 приводят в движение
 тысячи лет
 миллионов сердца.
 Конечно,
 различны поэтов сорта.
 У скольких поэтов
 легкость руки!
 Тянет,
 как фокусник,
 строчку изо рта
 и у себя
 и у других.
 Что говорить
 о лирических кастратах?!
 Строчку
 чужую
 вставит — и рад.
 Это
 обычное
 воровство и растрата
 среди охвативших страну растрат.
 Эти
 сегодня
 стихи и оды,
 в аплодисментах
 ревомые ревмя,
 войдут
 в историю
 как накладные расходы
 на сделанное
 нами —
 двумя или тремя.
 Пуд,
 как говорится,
 соли столовой
 съешь
 и сотней папирос клуби,
 чтобы
 добыть
 драгоценное слово
 из артезианских
 людских глубин.
 И сразу
 ниже
 налога рост.
 Скиньте
 с обложенья
 нуля колесо!
 Рубль девяносто
 сотня папирос,
 рубль шестьдесят
 столовая соль.
 В вашей анкете
 вопросов масса:
 — Были выезды?
 Или выездов нет?-
 А что,
 если я
 десяток пегасов
 загнал
 за последние
 15 лет?!
 У вас —
 в мое положение войдите —
 про слуг
 и имущество
 с этого угла.
 А что,
 если я
 народа водитель
 и одновременно —
 народный слуга?
 Класс
 гласит
 из слова из нашего,
 а мы,
 пролетарии,
 двигатели пера.
 Машину
 души
 с годами изнашиваешь.
 Говорят:
 — в архив,
 исписался,
 пора!-
 Все меньше любится,
 все меньше дерзается,
 и лоб мой
 время
 с разбега крушит.
 Приходит
 страшнейшая из амортизаций —
 амортизация
 сердца и души.
 И когда
 это солнце
 разжиревшим боровом
 взойдет
 над грядущим
 без нищих и калек,-
 я
 уже
 сгнию,
 умерший под забором,
 рядом
 с десятком
 моих коллег.
 Подведите
 мой
 посмертный баланс!
 Я утверждаю
 и — знаю — не налгу:
 на фоне
 сегодняшних
 дельцов и пролаз
 я буду
 — один! —
 в непролазном долгу.
 Долг наш —
 реветь
 медногорлой сиреной
 в тумане мещанья,
 у бурь в кипенье.
 Поэт
 всегда
 должник вселенной,
 платящий
 на горе
 проценты
 и пени.
 Я
 в долгу
 перед Бродвейской лампионией,
 перед вами,
 багдадские небеса,
 перед Красной Армией,
 перед вишнями Японии —
 перед всем,
 про что
 не успел написать.
 А зачем
 вообще
 эта шапка Сене?
 Чтобы — целься рифмой —
 и ритмом ярись?
 Слово поэта —
 ваше воскресение,
 ваше бессмертие,
 гражданин канцелярист.
 Через столетья
 в бумажной раме
 возьми строку
 и время верни!
 И встанет
 день этот
 с фининспекторами,
 с блеском чудес
 и с вонью чернил.
 Сегодняшних дней убежденный житель,
 выправьте
 в энкапеэс
 на бессмертье билет
 и, высчитав
 действие стихов,
 разложите
 заработок мой
 на триста лет!
 Но сила поэта
 не только в этом,
 что, вас
 вспоминая,
 в грядущем икнут.
 Нет!
 И сегодня
 рифма поэта —
 ласка
 и лозунг,
 и штык,
 и кнут.
 Гражданин фининспектор,
 я выплачу пять,
 все
 нули
 у цифры скрестя!
 Я
 по праву
 требую пядь
 в ряду
 беднейших
 рабочих и крестьян.
 А если
 вам кажется,
 что всего делов —
 это пользоваться
 чужими словесами,
 то вот вам,
 товарищи,
 мое стило,
 и можете
 писать
 сами!
Анализ стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии» Маяковского
К написанию этого стихотворения Маяковского подтолкнуло изменение в советском законодательстве, по которому творческая интеллигенция должна была часть своего дохода отдавать государству.
В написанном в 1926 году «Разговоре с фининспектором о поэзии» Маяковский в присущей ему ироничной манере указывает госчиновнику на то, что творческих людей нельзя ставить в одном ряду с обычными тружениками. Поэта возмутила не сумма, которую от него требовалось выплачивать, а сам факт того, что он должен отныне платить за свои строчки, как крестьянин платил налог за голову скота. Его возмутил подобный формальный подход и требование делиться и так скромным заработком.
Маяковский указывает воображаемому чиновнику, что «труд мой любому труду родствен». У него, как и у представителя любой другой профессии есть свои издержки, которые измеряются не в количестве истраченных чернил или листов бумаги, а в тех душевных силах, которые автору приходится прикладывать. Поэт указывает, что формальный подход к учету не может покрыть износ «машины души». Автор указывает, что к моменту, когда нужно будет сводить посмертный баланс, он окажется «в непролазном долгу». Разумеется, он подразумевает не деньги и прочие материальные блага. По мнению поэта, он не сможет рассчитаться с вселенной, так как все его мысли будут заняты расчетами с государственной казной. Его возмущает огромное количество вопросов в анкете фининспектора. Он не понимает, как можно подсчитать затраченные на написание одной строчки силы. Автор предлагает записать его в слои беднейших крестьян, потому как не знает, нужны ли будут его сочинения потомкам.
Завершает Маяковский это стихотворение предложением: мол, раз уж чиновники считают, что писать стихи не составляет никакого труда, то пусть встанут на его место и пишут их сами.
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики, то есть в нем автор излагает свое мнение относительно происходящего вокруг него, критикует несправедливое, по его мнению, положение вещей. Для того чтобы убедить далекого от творческой деятельности человека в важности и сложности работы поэта, Маяковский прибегает к различным эпитетам, метафорам и сравнениям. Выражениями вроде «мелочишка суффиксов и флексий», «словесная руда» или «касса склонений и спряжений» он высмеивает формальный подход к своей профессии. Написанные тоническим стилем строки лишь подчеркивают мысль о том, что труд поэта – не такой уж и простой.


 (19 оценок, среднее: 4,21 из 5)
 (19 оценок, среднее: 4,21 из 5)