Царя вспоминаю —
 и меркнут слова.
 Дух займет,
 и если просто «главный».
 А царь —
 не просто
 всему глава,
 а даже —
 двуглавный.
 Он сидел
 в коронном ореоле,
 царь людей и птиц…
 — вот это чин! —
 и как полагается
 в орлиной роли,
 клюв и коготь
 на живье точил.
 Точит
 да косит глаза грозны́!
 Повелитель
 жизни и казны.
 И свистели
 в каждом
 онемевшем месте
 плетищи
 царевых манифестин.
 «Мы! мы! мы!
 Николай вторы́й!
 двуглавый повелитель
 России-тюрьмы
 и прочей тартарары,
 царь польский,
 князь финляндский,
 принц эстляндский
 и барон курляндский,
 издевающийся
 и днем и ночью
 над Россией
 крестьянской и рабочей…
 и прочее,
 и прочее,
 и прочее…»
 Десять лет
 прошли —
 и нет.
 Память
 о прошлом
 временем гра́бится…
 Головкой русея,
 — вижу —
 детям
 показывает шкрабица
 комнаты
 ревмузея.
 — Смотрите,
 учащие
 чистописание и черчение,
 вот эта бумажка —
 царское отречение.
 Я, мол,
 с моим народом —
 квиты.
 Получите мандат
 без всякой волокиты.
 Как приличествует
 его величеству,
 подписал,
 поставил исходящий номер —
 и помер.
 И пошел
 по небесной
 скатерти-дорожке,
 оставив
 бабушкам
 ножки да рожки.
 — А этот…
 не разберешься —
 стул или стол,
 с балдахинчиками со всех сторон?
 — Это, дети,
 называлось «престол
 отечества»
 или —
 «трон».
 «Плохая мебель!» —
 как говорил Бебель.
 — А что это за вожжи,
 и рваты и просты́? —
 Сияют дети
 с восторга и мления.
 — А это, дети,
 называлось
 «бразды
 правления».
 Корона —
 вот этот ночной горшок,
 бриллиантов пуд —
 устанешь носивши. —
 И морщатся дети:
 — Нехорошо!
 Кепка и мягше
 и много красивше.
 Очень неудобная такая корона…
 Тетя,
 а это что за ворона?
 Двуглавый орел
 под номером пятым.
 Поломан клюв,
 острижены когти.
 Как видите,
 обе шеи помяты…
 Тише, дети,
 руками не трогайте! —
 И смотрят
 с удивлением
 Маньки да Ванятки
 на истрепанные
 царские манатки.
Владимир Маяковский — Корона и кепка: Стих
> 

