Были
 у папочки
 дети —
 гимназистики.
 На фуражке-шапочке —
 серебряные листики.
 В гимназию —
 рысью.
 Голова —
 турнепсом.
 Грузит
 белобрысую —
 латынью,
 эпосом.
 Вбивают
 грамматику
 в голову-дуру,
 мате-ма-тику
 и
 литературу:
 «Пифагоровы штаны
 на все стороны равны…»
 «Алексей,
 Гордей,
 Сергей,
 Глеб,
 Матвей
 да Еремей…»
 Зубрят
 Иловайских,
 приклеив к носу,
 про Барбароссов
 и
 про Каноссу.
 От новых
 переносятся
 к старым векам,
 перелистывают
 справа налево;
 дескать,
 был
 мусью Адам,
 и была
 мадам Ева.
 В ухо —
 как вода,
 из уха —
 как водица,
 то,
 что никогда
 и никому не пригодится.
 В башку
 втемяшивают,
 годы тратя:
 «Не лепо ли
 бяше,
 братие…»
 Бублики-нули.
 Единицы ле́са…
 А сын
 твердит,
 дрожа осиной:
 «Пой,
 о богиня,
 про гнев
 Ахиллеса,
 Пелеева сына».
 Зубрит —
 8 лет! —
 чтобы ему дорасти
 до зрелости
 и
 до премудрости.
 Получит
 гимназистик
 аттестат-листик.
 От радости —
 светится,
 напьется, как медведица.
 Листик
 взяв,
 положит
 в шкаф,
 и лежит
 в целости
 аттестат зрелости.
 И сказки
 про ангелов,
 которых нет,
 и все,
 что задавали
 — до и от —
 и все,
 что зубрили
 восемь лет, —
 старательно
 забывают
 в один год.
 И если
 и пишет
 — ученый и прыткий, —
 то к тете,
 и только
 поздравительные открытки.
 Бывшие гимназисты —
 в дороге,
 в и́збранной,
 кому
 понадобился
 вздор развызубренный?!
 Наши
 не сопели
 ни по каким гимназиям,
 учились
 ощупью,
 по жизни лазая,
 веря
 в силу
 единственной науки —
 той,
 что облегчает
 человечие руки.
 Дисциплина машин,
 электричество,
 пар
 учат
 не хуже
 учебников и парт.
 Комса́
 на фабрике
 «Красная нить»
 решила
 по-новому
 нитки вить.
 Ночами
 она
 сидит над вопросом:
 как лучше
 укладывать
 нитки по гроссам?
 Что сделать,
 чтоб ящики
 с ниткой этой
 текли
 по станку
 непрерывной лентой?
 На что
 по селам
 спрос настоящий —
 большой продавать
 или маленький ящик?
 С трудом
 полководя
 чисел оравою,
 считают
 и чертят
 рукою корявой.
 Зубами
 стараются
 в гранит вгрызаться,
 в самую
 в «раци —
 онализацию».
 И вот,
 в результате
 грызенья гранита —
 работы меньше
 и
 больше ниток.
 Аж сам
 на комсомолию эту
 серебряным
 глазом,
 моргая сквозь смету,
 глядит
 пораженный
 рубль сбереженный.
 Остались
 от старого
 ножки да рожки,
 но и сейчас
 встречается дядя
 такой,
 который
 в глупой зубрежке
 науки
 без толку
 долбит, как дятел.
 Книга — книгой,
 а мозгами
 двигай.
 Отжившие
 навыки
 выгони, выстегав.
 Старье —
 отвяжись!
 Долой
 советских гимназистиков!
 Больше —
 строящих
 живую жизнь!
Владимир Маяковский — Гимназист или строитель: Стих
> 


