1. Легенда
Виллим Брюс, иноземец, из Шкоцкой земли,
 королевского роду был якобы.
 В царском войске служил, сыновья подросли —
 отдал в службу Романа и Якова.
Уж как старший, Роман, был лихой генерал,
 беспрестанно сражался он с ворогом.
 А как город построили, царь ему дал
 Петербургом командовать городом.
А у младшего, Якова, ум был хитрей,
 предался он затеям злокозненным:
 черный порох варил для пушкарских затей
 и упился он зельем тем огненным.
Серный дух возлюбил, и лазуревый огнь
 для него стал единственным светочем.
 Заглядевшись в то пламя, задумывал он,
 как сравняется с богом всеведущим.
Был он знатен, богат, не считал он рублей,
 а считал только в сотнях и тысячах;
 столько нет на Москве православных церквей,
 сколько книг он купил еретических.
А друзья его были графья да князья,
 царь с царицей, полковники царские,
 и решил он, что бог уж ему не судья,
 что не будет ни смерти, ни старости.
Что не бог, а наука — владыка всему,
 что мудрец, обладающий истиной,
 сам есть бог, и что нет, мол, предела уму,
 так он думал, безумец неистовый.
То он травы сушил и отвары варил
 и с лекаркой-знахаркой беседовал.
 То по книгам смотрел и у дьявольских сил
 их секретные знанья выведывал.
И дознался он тайны, как быть молодым,
 девять лет ему было добавлено.
 Тут и начал блудить он, и так он блудил,
 Будто сам он был выблядком дьявола.
А блудил он не с девкой своей крепостной,
 не с какой-нибудь бабой распутною,
 не с зеленоволосой русалкой лесной,
 а с искусно сработанной куклою.
И была эта кукла во всем хороша,
 не хватало ей только немногого:
 не имела души она, ибо душа –
 это дело не Брюсово: Богово.
И хоть Брюсу та кукла его удалась,
 Он не тешился ею, лишь мучался:
 все не мог примириться, что Богова власть
 выше Брюсовой власти-могущества.
И разбил он ту куклу и проклял судьбу,
 Пожалел он, что тайны разгадывал.
 Стал он в башне сидеть и ночами в трубу
 на небесные звезды поглядывал.
И светился огонь и пугал горожан,
 потому что был делом нечистого.
 И случился в той башне великий пожар.
 Так и умер, как жил он: неистово.
Пушкари понаехали в день похорон.
 Пушки гукали, пыхали порохом.
 И в том дыме, в том облаке пороховом
 Брюс явился вдруг дьявольским мороком.
И пропал. И могилу его не найдут.
 Так пропал вдруг со свету он с белого.
 Эти молвят, мол, там, а другие, мол, тут,
 а ни там и не тут его не было.
Но коль голод случится, чума и мор,
 это все нагадал он заранее:
 календарь напечатал — доныне с тех пор
 все сбывались его предсказания.
Потому что осталось две тысячи книг
 тарабарских, халдейских, египетских,
 и грядущее наше записано в них,
 в этих книгах и в Брюсовых выписках.
И с тех пор на Руси не живут — только ждут,
 ждут чего-то, гадают, надеются.
 И покуда те книги дотла не сожгут,
 колдовство-ведовство не рассеется.
2. Жизнь
И Брюс, и Боур, и Репнин…
Пушкин
Он даже от Москвы жил в сорока верстах,
 от Петербурга же — считай что в семистах,
 за тридевять земель от всех интриг природных.
 Фельдмаршал отставной, затворник и монах,
 забыл о титулах, о рангах и чинах,
 о всех своих врагах и о друзьях притворных.
Что Миних делает? что думает барон?
 кто в силе при дворе, а кто понес урон?
 Не все ль ему рано! Лишь справиться б
 с подагрой.
 В усадьбу удалялись, как древле Цицерон,
 он бережет не впрок, а лишь для похорон
свой жезл фельдмаршальский и свой мундир
 парадный.
И только к знанию в ней не иссякла страсть.
 Он многие познал, но это только часть.
 Еше полным-полна священная Бутылка.
 Пьешь из нее всю жизнь, но, упиваясь всласть,
 вновь жаждешь к мудрости источнику припасть,
 привычно, как питок, и, как любовник, пылко.
Он вспомнил истину весельчака Рабле
 о том, что мудрые всегда навеселе,
 и Гиппократово учение о смехе.
 Ну что ж, единожды живем мы на земле.
 Мы жили — весело… И всплыли, как во мгле,
 потешный полк Петра и Марсовы потехи,
победы и пиры, и как из дома в дом
 Апраксин, Меньшиков и сам он шли с Петром,
 переодетые простыми мужиками:
 царица родила, был праздник — все вверх дном,
 князь Ромодановский шутейным был царем,
 шутейный патриарх шел с ними, шутниками.
А ныне пост настал — не слышно шутовства.
 Угрюмый Петербург, угрюмая Москва,
 притих Рапирный зал на Сухаревой башне…
 Да и за ним самим угрюмая молва
 полезет, и видят в нем аж Симона-волхва.
 Конечно, не сожгут, но временами страшно.
Дни удлинились: март… Всю зиму взаперти…
 Придет Феофан… Хоть душу отвести:
 что в Академии, что нового открыто
 на небе, на земле, морские ли пути…
 И надо бы тот вирш затейливый найти,
 что спел про Ньютона тот англинский пиита.
А он? А про него напишут ли? Навряд.
 Татищев — нынешний наш Тацит, говорят.
 Татищев — наш Страбон и нынешней наш Плиний
 и Екатеринбург построил, новый град.
 Дай Бог Татищеву! А он уж староват
 служить конюшему курляндской герцогини!
 Философ истинный есть еже помнит смерть.
 Пусть нам попы твердят, что мы лишь прах
 и персть,
 смеющийся Рабле смеется и в могиле.
 От смерти не уйти — нет в медицине средств.
 Но если на Руси наука будет цвесть
 и будет ум в чести, то, стало быть, мы были!

