1
Он к старости уж вовсе стал чудак:
 он с Анненскою лентой брел в кабак,
 в халате, по-домашнему одетый.
 А в юности — рассказывают так —
 в грязь выскочил из щегольской кареты
 и отдал нищему фрак и манжеты.
 Эффектно: Сирано де Бержерак
 или Оскар Уайльд. Но в том и смак,
 что он не сколок их, а самородок
 из русских недр и в самых сумасбродствах
 он — русский («…я не Байрон, я другой…» —
 воскликнет Лермонтов, и Сумароков
 был самобытный, не переводной).
 Вот и потом: женат на крепостной
 или с начальствующим над Москвой
 фельдмаршалом и графом Салтыковым
 о деле, как казалось, пустяковом
 готов повздорить — шум и кутерьма…
 «Безумен» — как изволила сама
 свой высочайший суд изречь царица.
 Точнее, горд и вспыльчив. И смириться
 не мог. И оставалось спиться, сбиться
 с пути, пропасть по-русски, задарма,
 и, щелкнув дверцей, выскочить из этой
 жизни, как некогда из той кареты.
2
Из писем Сумарокова аж тридцать —
 письма-прошения к императрице
 Екатерине. За двенадцать лет
 целую кипу написал поэт.
 Пожалуй, даже книгу. Книга эта
 могла бы называться «Жизнь поэта».
 И для театра письма были б клад:
 один актер и минимум затрат.
 А текст! Какие страсти временами
 в этой житейской вспыхивают драме!
 Не в «Синаве и Труворе», а здесь
 он сам — смешной, но и великий — весь.
 Чего он просит? Денег, денег, денег
 (квартирных, жалованья и т. д.,
 и за труды, и снизойдя к нужде).
 И вдруг—поверив собственной звезде —
 загранкомандировок, деревенек.
 Нет, он не жадничает. С ходом дней
 тон жалобней, желания скромней.
 Вернуть бы только долг Демидову Прокофью —
 две тысячи рублев.
 Есть в письмах строки, писанные кровью
 и желчью (изредка). Он даже грубых слов
 не избегает в них: «голодная собака» —
 он пишет о себе. Однако
 достоинство звучит в его речах,
 когда он говорит о жалких рифмачах
 и о своих трудах. И гнева слышен звук,
 столь неожиданный средь жалобы и стона:
 сил нету от «вельмож, вокруг стоящих трона»
 (почти что Лермонтов, предвосхищенный вдруг!)
 «и от гонителей художеств и наук».
 А этот искренний, вдруг вырвавшийся возглас
 средь всенижайших просьб: «…бедность рождает
 подлость…
 Кто хочет быть поэт, не может же быть подл…»!
 Что чувствуете вы, читая этот вопль?..
 А годы все идут. Уже не заграницы
 он просит у царицы —
 «всеподданнейший и нижайший раб»,
 покинув Петербург, зане здоровьем слаб,
 просит деревнишку, которая могла б
 парнасским быть убежищем, дала б
 успокоение для духа, а дохода —
 стихами более чем хлебом, пусть мала,
 большой не надобно, лишь бы к Москве поближе,
 уже ни о каком не грезит он Париже,
 жизнь утомила, старость подошла,
 здоровье исчезает, зренье слабнет,
 уже он лета ждет, зимою зябнет…
 Еще странички три… Последних лет
 есть письма лишь к Потемкину. К ней — нет.

