В отцовском юношеском дневнике
 есть много записей о Чистякове.
 Старик уже хворал и умер вскоре,
 но память о чудесном старике
 отец хранил всю жизнь. Да и дневник
 берег, я думаю, того лишь ради,
 что в черной, чуть потрепанной тетради
 с ним продолжал беседовать старик.
Вот записи. Июнь, июль и август
 тринадцатого года. Боже мой!
 Какая фантастическая давность!
 Отцу — шестнадцать. Чистяков — живой.
 И гибель Врубеля и смерть Серова
 еще свежи. Над телом Льва Толстого
 еще жужжит мух-журналистов рой.
 Мир — накануне первой мировой.
Отец рисует в школе поощренья,
 но Чистякова жаждет слышать мненье,
 как рисовать, как жить, кем быть. И тот,
 ученикам уж потерявший счет,
 мальчишке дарит мысли, не скупится,
 и с синими линейками страница
 словами чистяковскими цветет.
Дневник мы прочитали после смерти
 отца. А помню, я входил, как в церкви,
 в музеи — в Русский или в Эрмитаж —
 с отцом, бродил по царскосельским паркам
 (а Чистяков ведь жил когда-то в Царском!)…
 Отец, держащий кисть иль карандаш,
 порой проронит фразу. По крупице
 заряд годами продолжал копиться.
 Заветы. Заповеди. Мудрость. Весть.
 Евангелие живописца.
 Здесь
 я попытаюсь мысли мудреца
 (не буду отрицать, что метод — спорный)
 реконструировать со слов отца,
 а кое-что по той тетради черной.
 В них веет дух высокий и просторный,
 как в проповеди некогда нагорной.
 И ничего для красного словца.
Вот что могу я вспомнить и прочесть.
Есть Леонардо, Александр Иванов
 и несколько таких же великанов:
 творцы и вседержители. А есть
 тьмы-тьмущие дельцов и шарлатанов,
 любимцев публики. Глаз не отвесть
 (какой-нибудь, к примеру, Семирадский) —
 блеск и эффект! а свет какой! а краски!
 Картина, как красотка, дарит ласки
 любому встречному!.. Аукцион!..
 Кто больше, господа?.. Всё на продажу!
 Всё напоказ!.. Но как же ты покажешь
 виденье, непостижное уму?..
 Ты должен с юности решить, кому
 ты служишь: бирже или Эрмитажу?..
Художник — химик. Шагу не ступи
 без химии: без масел, красок, лаков.
 Без техники немыслимы стихи
 и музыка… Художник—как Иаков,
 с Искусством борющийся, а оно —
 как Бог: сурово, гневно и темно…
 И все-таки оно же дарит свет…
Сюжет? Конечно, важен и сюжет.
 Но далеко ли на одном сюжете
 уедешь?.. Мысль, идея — только сети,
 в которые улавливают суть.
Но суть умеет ловко ускользнуть
 и вообще не каждому дается.
 Суть не рассказывается — поется,
 так Чистяков учил…
 Так он сказал…
 Так он твердил… Так повторял… Так верил…
 Таким художников аршином мерил…
 Так угадал… Предугадал… Так знал…
Я слышал все это и с давних лет
 ловлю себя на мысли (ну и бред!),
 как будто Чистяков учил Сезанна
 и Водкина. Отец мой — сезаннист
 и водкинец. Но, как ни назовись,
 он — чистяковец: в том, как неустанно
 он строил мир; как он одолевал
 грозящий миру хаос; создавал
 алмазы из угля и чернозема;
 как прозревал незримый идеал
 сквозь матерьяльность формы и объема.
Устав от суеты и пустяков,
 он в Эрмитаж уйдет и скажет маме:
 — Пойду поговорить со стариками! —
 Я знал: один из этих «стариков» —
 профессор живописи Чистяков.
О, скольких, скольких на своем веку
 он научил! О, скольким старику
 отец обязан! Да и я отчасти…
Задумчивей становишься, зрелей —
 уроки умерших учителей
 все ярче вспоминаются, все чаще.

