“Тех, кто в смешанном браке, не будут трогать”, —
 утешал отец. Речь шла о поляках.
 Мать сидела в те дни, ожидая сроков.
 Я не спрашивал смысла, запомнил впрок их,
 восемь слов, подслушанных, полупонятных.
Обошлось: не трогали в Ленинграде.
 Маму, польку из Гатчины, не сослали.
 Вы, поляки, простите мне, бога ради,
 что в годину бедствий я был не с вами.
«Тех, кто в смешанном браке, не будут трогать», —
 утешала мать. Речь шла о евреях.
 Мой отец сидел, ожидая сроков
 и почти торопя: скорее б, скорее б.
 Обошлось, не выслали: умер Сталин,
 и не тронули с места Шацев и Кацев.
 (А потом, глядишь, потихоньку стали
 возвращать калмыков и часть кавказцев).
Так вот жил я, рожденный в смешанном браке,
 что еврея и польку связал друг с другом.
 И во мне, еврее, во мне, поляке,
 человек был дважды грубо поруган.
Да, но шкура сошла с меня носорожья,
 и чужие несчастья мне не чужие,
 я — татарин крымский, немец Поволжья,
 армянин из Баку, но и турок тоже,
 соплеменник всех, кто живут и жили.
И двойная рана моих сознаний
 кровоточит предчувствиями и снами:
 их сослали, так, стало быть, нас сослали,
 все, что сними случилось, случилось с нами.
Люди! Что ж вы не видите брата в брате?
 Он — такой же самый, такой, как все вы,
 он, рожденный в том же смешанном браке,
 злополучном браке Адама с Евой.

