«Щедрин в лесу реакции». Удав
 свисает с дерева. Глазастый сыщик
 глядит из-за куста. Стоглаз, стоглав
 мрак — мощный, хищный, множащийся
 в тыщах
 чудовищ, плодовит, неистощим
 в метаморфозах.
 Этаких и в Брэме
 не выищешь! Да стольких чертовщин
 и Афанасьев в трех томах «Воззрений»
 (все суеверья вроде бы учтя
 славян-язычников во время оно)
 не насчитал!
 Сгущенная мечта
 тьмы.
 Вот, почти неотличим от фона,
 маячит меж деревьями жандарм,
 недооформленный, но в треуголке.
 И, кроме прежних, тех, каких рождал
 лес издавна (ну, там медведи, волки),—
 невиданного здесь полно зверья,
 какого нет и в сказках про Кощея.
 Вот торжествующая сверхсвинья,
 на Щедрина клыки свои ощеря…
 Д. Н. Брызгалов и Н. П. Орлов,
 поклонники писателя, всех разом
 изобразили здесь его врагов,
 весь мрак и противостоящий разум.
 Щедрин поставлен в центре. Как святой.
 И смысл всей композиции — простой:
 как мрак ни бесится, как зло ни злится
 (Победоносцев и Д. А. Толстой,
 Катков, Суворин и другие лица),
 но впереди — означился просвет…
И Щедрину — понравился портрет
 (как он писал Орлову в то же лето).
 Один он дал художникам совет:
 просвет, конечно, нужен, спору нет,
 но дальше, по ту сторону просвета,
 добавьте новых гадов: ведь они
 имеются всегда не только сзади —
 и впереди. Сидят и ждут в засаде
 идущего. Да вон они, взгляни!..
А впрочем, был признателен и рад.
 Благодарил за дорогой подарок.
И впредь не отступал, не шел назад,
 ни новых гадов не страшась, ни старых.

