Но в атеистах — столько истовости
 и столько веры негасимой,
 что отказавшийся от исповеди
 весь светится духовной силой.
Сидит, не выспавшийся, ежащийся,
 худой, всклокоченный, иззябший,
 но — волей репинской, художнической —
 во тьме тюремной воссиявший.
А поп, громадина отъевшаяся,
 неодухотворенной тушей
 стоит. И крест блестит, отсвечивая:
 свет отражая непотухший
 того, другого.
Пламя выкинулось,
 так озарив тюремный сумрак,
 что уж не живопись, а иконопись
 нужна. И страсть, а не рассудок.
А если живопись — по-рембрандтовски:
 самосветящиеся лица.
 Свет революционной ревностности:
 страсть светится так, что святится.
В темнице в царской, как в сокровищнице,
 светлей каменьев самоцветных
 сияет, умереть готовящийся,
 но всем живым светящий смертник.
Весь обращенный к царству будущего,
 он гибнет, но воскреснет в душах
 как отрицанье мрака, тушащего
 свет — свет, который не потушишь.
Похож он на того, евангельского,
 на крест пошедшего пророка
 и на Крестителя ивановского
 похож, не верующий в бога.
Но что-то есть в нем и от Мусоргского,
 от Писарева и Крамского,
 и от подвижничества русского,
 и от учителей раскола.
Семинаристская, студенческая,
 против царя, против насилья,
 почти как та, самосожженческая
 раскольническая Россия,
 рванулась, удила закусывая,
 вперед: на подвиг и на гибель…
И одержимость — аввакумовская…
 Как верил он!.. Как ненавидел!..

