И все-таки — спасибо передвижничеству,
 с его тяжелой, как вериги, живописью
 и аскетичной серостью-коричневостью,
 и постнической самоограниченностью,
 с тенденциозностью и назидательностью
 и тыкающей пальцем указательностью,
 с шестидесятническими иллюзиями,
 с несчастненькими, паче всех излюбленными,
 с глаголющими истину юродивыми
 и высмеянными их благородиями.
Да, все-таки спасибо передвижничеству,
 с его святой правдивостью и жизненностью,
 писавшему Россию неприкрашенную,
 крестьянско-арестантско-ссыльно-каторжную,
 не отворачивая глаз от правдашнего:
 порожняки да погорельцы Прянишникова,
 перовские утопленницы, похороны,
 лохмотья, лапти, чучела гороховые,
 трущобы — грязные, ибо доподлинные,
 каморки и обои в них ободранные
 и умирающие в них чахоточные
 художники, все чудаки да чокнутые.
Спасибо странничеству-передвижничеству,
 из стен столичных в путь-дорогу вышедшему,
 туда, где за саврасовскими кривенькими
 березками худыми, некрасивенькими
 просторы открываются немереные:
 степные — южные, лесные — северные,
 речки, церквушки, деревеньки серенькие,
 вот-вот уж блоковские и есенинские…
Спасибо передвижничеству-странничеству,
 но трижды — передвижничеству-праведничеству,
 продолжить или возродить старавшемуся
 в художниках артельный дух товарищества,
 дух братства, честности и добросовестности…
За все, за все спасибо. Но в особенности —
 за нас самих спасибо передвижничеству,
 в нас длившемуся, длящемуся, выжившему,
 не яркому, как бы чуть-чуть притушенному,
 но, как душа и совесть, в нас присутствующему.

