Поэты Николаю не нужны.
 Философы тем паче. Но искусство?
 Нет. Об искусстве искони пекутся
 все самодержцы. Даже если пусто
 в казне, на это ли жалеть казны!
Он сам, жена, великие княжны,
 а также элегантнейшие дамы,
 министры и военные чины,
 баталии, весь пышный блеск войны,
 ландшафты вверенной ему страны —
 должны быть кем-то изображены.
 Да и столичные дворцы и храмы
 прилично быть украшены должны.
Он сам — и рисовальщик, и гравер,
 фортификатор, инженер, сапер
 и — как его великий пращур Петр —
 он, Николай, — строитель по натуре.
 Своей опеки царственный шатер
 над всеми он искусствами простер,
 но склонность у него — к архитектуре.
Он сам рассматривает зодчих труд,
 все их проекты. Он — их высший суд.
 И все вершится лишь его решеньем.
 Уж Росси — стар, устаревает он,
 но есть другие: в русском стиле — Тон,
 а в европейском стиле — Штакеншнейдер.
Царь — молодых талантов меценат.
 Он Чернецову заказал «Парад»:
 как Франца Крюгера «Парад в Берлине»,
 но только на Царицыном лугу…
 Ну, молодец Григорий! Не могу
 сказать, чтобы как Крюгер, но вполне
 он справился с картиной!.. На картине —
 на вороном прекрасном скакуне —
 царь, а немного в отдаленье — свита,
 и, словно вытесаны из гранита,
 немой громадой замерли войска:
 ряды кавалерийского полка.
С художниками он — словно с детьми.
 Но все они (как волка ни корми!) —
 то просятся в далекие вояжи,
 то пишут не парады, а пейзажи.
 Одна надежда, что Зауэрвейд
 поддержит в живописи жанр батальный.
 А впрочем, отзыв заслужил похвальный
 и пейзажист. Талант — феноменальный!
 Им Севастопольский написан рейд.
 Пусть все морские гавани и порты
 напишет. Должен. Хоть живой, хоть мертвый.
Ваятелями он доволен. Клодт
 фон Юргенсбург от рыцарей свой род
 ведет, и, подлинно, воскрес в нем рыцарь.
 Нигде в Европе нет таких коней,
 как клодтовские. И куда там ей,
 Европе, до России и Царей!
 Лишь Царь — хранитель рыцарских традиций!
Однако он — не против новизны.
 И жанры тоже разные нужны.
 Кто хочет, пусть изобразит, к примеру,
 купальщиц и купающихся нимф
 и все, что полагается у них.
 Витали, скажем, изваял Венеру,
 вакханку Бруни написал, а Нефф
 являет без покрова милых дев.
Милость монарха и монарший гнев —
 единственный закон для живописца.
 Для всех искусств. Но пусть спокойно спится
 художникам! Ведь Царь — один. Как Бог.
 И он, как Бог, готов свои щедроты
 на всех излить. (На всех, в ком видит прок.)
 А требует — лишь одного: работы.
Он не жалеет денег и чинов
 и Высочайших милостивых слов
 трудолюбивым, преданным, усердным,
 достойным поощрения.
Таков
 расцвет искусств при Николае Первом.

