1. Жизнь Феофана
Был роду Феофан купецкого,
 но, без отца оставшись смалу,
 наверно, вдоволь он победствовал,
 его не сразу обласкала
 фортуна.
Да, но и постранствовал
 немало: Львов, а дальше Краков,
 Рим, с перевала Сен-Готардского —
 в Гельвецию. В краях и градах
 во многих был. Как многоопытный
 муж, о котором повествует
 Гомер.
Религий разных догматы
 знал. Свято место не пустует:
 так в древнем Киеве язычество
 сменилось верою Христовой.
Но если истина не ищется,
 Что толку в вере, хоть и новой!
Что толку в чести, власти, золоте,
 коими сердце жадных живо!
 (Уж больше толку даже в солоде:
 без солода — какое ж пиво!)
Он панагиею с алмазами
 себя украсить не хлопочет:
 величество людское — в разуме,
 а разум явится где хочет.
Где хочет: во дворце и в хижине
 и в киевском купецком доме.
 И лишь в пустыне, страхом выжженной,
 не явится. Где хочет, кроме.
Кроме тех мест, где нужно кланяться
 вельможным и деньге-злодейке,
 где знатные невежды чванятся
 и где любой кабацкий пьяница
 тебя продаст за три копейки.
Так нечего лениться-нежиться,
 и время нынче не такое,
 а надо корчевать невежество,
 путь просвещению готовя.
 А надо насаждать училища —
 пусть древо знанья корень пустит.
 Не знатность — знанье будет силища.
 Злость дураков язык прикусит.
Библиотека, Академия
 и школа для сирот и бедных,
 и Ломоносову радение,
 рожденному в народных недрах:
 все это — дело Феофаново
 (начало, замысел, основа)…
 А каково все сделать заново,
 чтоб не казалось — было ново?
2. Дом Феофана
Дом Прокоповича — на Карповке,
 возле Аптекарского сада.
С тех пор, как в рай садово-парковый
 ввела философов Эллада,
 философы — в родстве с ботаникой,
 с садово-парковым искусством.
Но остров-то — необитаемый!
 Да и на грунте петербургском,
 в болотистой, лесистой местности
 взрастет ли сад греко-латинский —
 сад любомудрия, словесности,
 поэзии — на этой низкой
 земле?
На острове Аптекарском
 (пока — по-старому — Еловом)
 уже искусством архитекторским
 воздвигнут дом.
 И в доме новом —
 новые люди, те, с которыми
 хозяин щедрый и радушный
 до ночи занят разговорами
 (они ему — как хлеб насущный):
какою быть должна поэзия,
 о вредных воздухах больных,
 и верно ль мнение Картезия,
 что нет, мол, чувствий у животных;
 о Левенгуке, о материи,
 Полюстровских и прочих водах…
Ну, словом, не теряли времени
 (ведь это-то и значит отдых!) .
А время что кому пророчило,
 иному — плаха или ссылка.
Но гости в доме Прокоповича
 беседуют и спорят пылко,
 и за полночь окошки светятся,
 то шутит, этот правду режет…
И, Просвещения предвестница,
 заря над Петербургом брезжит.
3. Европа и Россия
Окнами в Европу были— люди.
 Был и Феофан таким окном.
 Разум, как в фарфоровом сосуде,
 под его большим светится лбом.
В хлебосольном доме петербургском
 гости за полночь и пир горой,
 Угощались ренским и бургинским,
 устрицами, раками, икрой…
 — Вон еше того сига отведай!..
 — И еще вот этого вина!..
 Угощались мудрою беседой,
 как в сократовские времена.
Русским, иноземцам, иноверцам —
 всем тут рады, вяск уважен тут.
 На латинском, на древнееврейском,
 итальянском, польском здесь поймут.
С езуитом и старообрядцем
 Феофан беседовать готов
 (ведь Еразм был вовсе святотатцем,
 а толков, куда как был толков!).
Кантемир, Татищев, Тредьяковский
 (с кем и поругается — простит) …
 И казак, донской или днепровский,
 под Москвой в селе его гостит.
Если Петербург — окно в Европу,
 то село Владыкино — окно
 в Русь: иначе ведь не будет проку
 от Европы, то – то и оно.
Псковский и Великоновогородский
 архипастырь, но простых простей…
 И, наверно, клюквой и морошкой
 тоже потчевал своих гостей!
4. Смерть Феофана
Его глава была как Вавилон:
 Платон и Аристотель, Цицерон
 и Августин с еретиком Еразмом —
 из разных в ней сошлись времен , сторон
 как на собор. И был собором он,
 его соборный, всеобъятный разум.
Пред тем как вступит смерть в свои права,
 философ должен произнесть слова.
 Что хочешь ты поведать, Прокопович?
 И, пальцем постучав по тверди лба,
 воскликнул Феофан: «Глава, глава!
 Упившись разумом, где ся приклонишь?»

