Эсхин возвращался к пенатам своим,
 К брегам благовонным Алфея.
 Он долго по свету за счастьем бродил —
 Но счастье, как тень, убегало.
И роскошь, и слава, и Вакх, и Эрот —
 Лишь сердце они изнурили;
 Цвет жизни был сорван; увяла душа;
 В ней скука сменила надежду.
Уж взорам его тихоструйный Алфей
 В цветущих брегах открывался;
 Пред ним оживились минувшие дни,
 Давно улетевшая младость…
Всё те ж берега, и поля, и холмы,
 И то же прекрасное небо;
 Но где ж озарявшая некогда их
 Волшебным сияньем Надежда?
Жилища Теонова ищет Эсхин.
 Теон, при домашних Пенатах,
 В желаниях скромный, без пышных надежд,
 Остался на бреге Алфея.
Близ места, где в море втекает Алфей,
 Под сенью олив и платанов,
 Смиренную хижину видит Эсхин —
 То было жилище Теона.
С безоблачных солнце сходило небес,
 И тихое море горело;
 На хижину сыпался розовый блеск,
 И мирты окрестны алели.
Из белого мрамора гроб невдали,
 Обсаженный миртами, зрелся;
 Душистые розы и гибкий ясмин
 Ветвями над ним соплетались.
На праге сидел в размышленье Теон,
 Смотря на багряное море,-
 Вдруг видит Эсхина и вмиг узнает
 Сопутника юныя жизни.
«Да благостно взглянет хранитель Зевес
 На мирный возврат твой к Пенатам!»-
 С блистающим радостью взором Теон
 Сказал, обнимая Эсхина.
И взгляд на него любопытный вперил —
 Лицо его скорбно и мрачно.
 На друга внимательно смотрит Эсхин —
 Взор друга прискорбен, но ясен.
«Когда я с тобой разлучался, Теон,
 Надежда сулила мне счастье;
 Но опыт иное мне в жизни явил:
 Надежда — лукавый предатель.
Скажи, о Теон, твой задумчивый взгляд
 Не ту же ль судьбу возвещает?
 Ужель и тебя посетила печаль
 При мирных домашних Пенатах?»
Теон указал, воздыхая, на гроб…
 «Эсхин, вот безмолвный свидетель,
 Что боги для счастья послали нам жизнь —
 Но с нею печаль неразлучна.
О нет, не ропщу на Зевесов закон:
 И жизнь и вселенна прекрасны.
 Не в радостях быстрых, не в ложных мечтах
 Я видел земное блаженство.
Что может разрушить в минуту судьба,
 Эсхин, то на свете не наше;
 Но сердца нетленные блага: любовь
 И сладость возвышенных мыслей —
Вот счастье; о друг мой, оно не мечта.
 Эсхин, я любил и был счастлив;
 Любовью моя освятилась душа,
 И жизнь в красоте мне предстала.
При блеске возвышенных мыслей я зрел
 Яснее великость творенья;
 Я верил, что путь мой лежит по земле
 К прекрасной, возвышенной цели.
Увы! я любил… и ее уже нет!
 Но счастье, вдвоем столь живое,
 Навеки ль исчезло? И прежние дни
 Вотще ли столь были прелестны?
О нет, никогда не погибнет их след;
 Для сердца прошедшее вечно.
 Страданье в разлуке есть та же любовь;
 Над сердцем утрата бессильна.
И скорбь о погибшем не есть ли, Эсхин,
 Обет неизменной надежды:
 Что где-то в знакомой, но тайной стране
 Погибшее нам возвратится?
Кто раз полюбил, тот на свете, мой друг,
 Уже одиноким не будет…
 Ах! свет, где она предо мною цвела,-
 Он тот же: всё ею он полон.
По той же дороге стремлюся один
 И к той же возвышенной цели,
 К которой так бодро стремился вдвоем —
 Сих уз не разрушит могила.
Сей мыслью высокой украшена жизнь;
 Я взором смотрю благодарным
 На землю, где столько рассыпано благ,
 На полное славы творенье.
Спокойно смотрю я с земли рубежа
 На сторону лучшия жизни;
 Сей сладкой надеждою мир озарен,
 Как небо сияньем Авроры.
С сей сладкой надеждой я выше судьбы,
 И жизнь мне земная священна;
 При мысли великой, что я человек,
 Всегда возвышаюсь душою.
А этот безмолвный, таинственный гроб…
 О друг мой, он верный свидетель,
 Что лучшее в жизни еще впереди,
 Что верно желанное будет;
Сей гроб — затворенная к счастию дверь;
 Отворится… жду и надеюсь!
 За ним ожидает сопутник меня,
 На миг мне явившийся в жизни.
О друг мой, искав изменяющих благ,
 Искав наслаждений минутных,
 Ты верные блага утратил свои —
 Ты жизнь презирать научился.
С сим гибельным чувством ужасен и свет;
 Дай руку: близ верного друга
 С природой и жизнью опять примирись;
 О! верь мне, прекрасна вселенна.
Всё небо нам дало, мой друг, с бытием:
 Все в жизни к великому средство;
 И горесть и радость — все к цели одной:
 Хвала жизнедавцу Зевесу!»
Анализ стихотворения «Теон и Эсхин» Жуковского
Стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Теон и Эсхин» принято считать манифестом поэта, его программным сочинением.
Стихотворение написано в 1814 году. Его автору исполнился в эту пору 31 год. Еще недавно он добровольцем вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Затем был бессрочно отправлен в отпуск по болезни. Финансовые его дела сильно пошатнулись, подтачивала силы и затянувшаяся любовная драма. Уже было понятно, что сватовство его к племяннице (дочери сводной сестры) успеха иметь не будет, но поэт не спешил расставаться с оковами многолетнего чувства. По жанру – элегия из античных времен, по размеру – амфибрахий, белый стих, 31 строфа. Лирические герои – два друга, встретившиеся через много лет. Персонажи вымышленные, а вот греческие имена такие действительно существуют. Эсхин в юности оставил дом и отдался страстям и приключениям. Начало 2 строфы содержит перечень всего, что он испытал: роскошь, слава, винопитие и любовные увлечения. Прошли годы и он понял, что сам себя обманул. Его достижения – вовсе не счастье. Разочарованный, он возвращается домой, где ищет лучшего друга. Находит он его в «смиренной хижине». Видит неподалеку и мраморную гробницу. Взгляд Теона «прискорбен, но ясен», лицо же Эсхина «скорбно и мрачно». Диалог героев скоро становится монологом Теона. «Любовь – вот счастье». Она облагораживает человека, ведет к «возвышенной цели». Его возлюбленная умерла, но он уверен: погибшее нам возвратится. Потому и ясен его взор, и руки не опустились. Надежда на «лучшую жизнь» укрепляет его. «Я выше судьбы»: понятие неотвратимости Рока – основа мировоззрения древних греков. Здесь же герой явно предвосхищает христианское мировосприятие. И «жизнь священна», и творенье полно славы. Он дает совет другу: с природой и жизнью опять примирись. Свою речь он завершает хвалой Зевесу. Такое смешение христианства и язычества выглядит кощунственно, однако сам поэт, видимо, к такому эффекту не стремился. Его занимала художественная и историческая сторона произведения, В. Жуковский пытался соблюсти антураж. Эта задача вошла в некоторое противоречие с его желанием излить собственную душу. Лексика возвышенная с древнегреческими топонимами и именами языческих божеств (Пенаты, Эрот, Зевес, Вакх, Аврора). Эпитеты: благовонным, тихоструйный. Сравнения: как тень, как сияньем Авроры (зари). Инверсия: увяла душа (это еще и метафора), оживились дни. Оксюморон в метафоре: море горело. Повтор: жилище Теона. Иносказание с глаголом в усеченной форме: по той же дороге стремлюся один.
«Теон и Эсхин» В. Жуковского – история души самого поэта, облеченная в древнегреческие одежды.



 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
 (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)