Кто ты, призрак, гость прекрасный?
 К нам откуда прилетал?
 Безответно и безгласно
 Для чего от нас пропал?
 Где ты? Где твое селенье?
 Что с тобой? Куда исчез?
 И зачем твое явленье
 В поднебесную с небес?
Не Надежда ль ты младая,
 Приходящая порой
 Из неведомого края
 Под волшебной пеленой?
 Как она, неумолимо
 Радость милую на час
 Показал ты, с нею мимо
 Пролетел и бросил нас.
Не Любовь ли нам собою
 Тайно ты изобразил?..
 Дни любви, когда одною
 Мир для нас прекрасен был,
 Ах! тогда сквозь покрывало
 Неземным казался он…
 Снят покров; любви не стало;
 Жизнь пуста, и счастье — сон.
Не волшебница ли Дума
 Здесь в тебе явилась нам?
 Удаленная от шума
 И мечтательно к устам
 Приложивши перст, приходит
 К нам, как ты, она порой
 И в минувшее уводит
 Нас безмолвно за собой.
Иль в тебе сама святая
 Здесь Поэзия была?..
 К нам, как ты, она из рая
 Два покрова принесла:
 Для небес лазурно-ясный,
 Чистый, белый для земли;
 С ней все близкое прекрасно,
 Все знакомо, что вдали.
Иль Предчувствие сходило
 К нам во образе твоем
 И понятно говорило
 О небесном, о святом?
 Часто в жизни так бывало:
 Кто-то светлый к нам летит,
 Подымает покрывало
 И в далекое манит.
Анализ стихотворения «Таинственный посетитель» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский славится своей искрящейся романтической поэзией. Стихотворение «Таинственный посетитель» — наглядный пример творчества поэта середины 1820-х годов.
Стихотворение создано 1824 году. Его автору исполнился 41 год, он близок к императорскому Двору, много путешествует, но пишет реже, чем когда-то. Причин тому много: личные неприятности и невзгоды его близких друзей. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, 6 строф. Лирический герой – сам поэт, вопрошающий «таинственного гостя». Он атакует его тысячей вопросов: кто ты? Где ты? Куда исчез? Какого же призрака В. Жуковский имеет в виду? Должно быть, здесь аллегорически представлены и вдохновение, и Муза, и типично античные гении мест. Вообще, произведение проникнуто эстетикой Древнего Мира – такой, какой ее воображали себе поэты XIX века. Святая Поэзия, Предчувствие, Любовь, Дума, Надежда – вот имена того «светлого», кто слетает к людям, «подымает покрывало», «и в далекое манит». Эти метафорические фигуры олицетворены, поэт уверен, каждого человека, хотя бы раз в жизни, посещают такие «посетители».
Эпитеты самые возвышенные: лазурно-ясный, неземной, волшебной, неведомого, мечтательно. В середине стихотворения звучит горестная нота: радость показал и бросил нас; жизнь пуста, и счастье – сон. Что ж, действительно, в прошлом поэта погребена печальная тайна неразделенной любви, множество потерянных напрасно лет, череда неоправдавшихся надежд. Горше всего то, что его избранница Мария Протасова, в конце концов, призналась, что полудетское чувство прошло, она выходит замуж за другого. Олицетворения: надежда младая, приложивши перст к устам, поэзия принесла, предчувствие говорило. Все знакомо, что вдали: здесь поэт признается, что посвящал время мечтам больше, чем следовало. Он оказался совершенно не готов к прозе жизни. Интонация стихотворения патетическая, в русле традиционного немецкого романтизма. Стиль летящий, светлый, и, несмотря на грусть, без мрачного философствования и озлобления. Он по-прежнему приветствует жизнь, благодарит ее за подарки, за горестные уроки, сделавшие его мудрее, научившие его терпению, умению ценить лучшие человеческие качества.
В своем «Таинственном посетителе» В. Жуковский соединяет классическую простоту формы с философскими размышлениями об ударах судьбы, сопровождающих путь каждого человека, о редких проблесках радости, покоя, мира.



 (6 оценок, среднее: 3,50 из 5)
 (6 оценок, среднее: 3,50 из 5)