Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
 Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
 Холмы, одетые последнею красой
 Полуотцветшия природы.
Спешу к твоим брегам… свод неба тих и чист;
 При свете солнечном прохлада повевает;
 Последний запах свой осыпавшийся лист
 С осенней свежестью сливает.
Иду под рощею излучистой тропой;
 Что шаг, то новая в глазах моих картина;
 То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
 Как в дыме, светлая долина;
То вдруг исчезло все… окрест сгустился лес;
 Все дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
 Лишь изредка, струей сквозь темный свод древес
 Прокравшись, дневное сиянье
Верхи поблеклые и корни золотит;
 Лишь, сорван ветерка минутным дуновеньем,
 На сумраке листок трепещущий блестит,
 Смущая тишину паденьем…
И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
 Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
 Между багряных лип чернеет дуб густой
 И дремлют ели гробовые.
Воспоминанье здесь унылое живет;
 Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
 Оно беседует о том, чего уж нет,
 С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет невольно нас;
 Все в душу томное уныние вселяет;
 Как будто здесь она из гроба важный глас
 Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
 Сей факел гаснущий и долу обращенный,
 Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
 Сколь все величия мгновенны.
И нечувствительно с превратности мечтой
 Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
 Сей витязь, на руку склонившийся главой;
 Сей громоносец двоеглавый,
Под шуйцей твердою седящий на щите;
 Сия печальная семья кругом царицы;
 Сии небесные друзья на высоте,
 Младые спутники денницы…
О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
 Для унывающей души красноречивы:
 Тоскуя ль полетит она за край земной —
 Там все утраченные живы;
К земле ль наклонит взор — великий ряд чудес;
 Борьба за честь; народ, покрытый блеском славным;
 И мир, воскреснувший по манию небес,
 Спокойный под щитом державным.
Но вкруг меня опять светлеет частый лес;
 Опять река вдали мелькает средь долины,
 То в свете, то в тени, то в ней лазурь небес,
 То обращенных древ вершины.
И вдруг открытая равнина предо мной;
 Там мыза, блеском дня под рощей озаренна;
 Спокойное село над ясною рекой,
 Гумно и нива обнаженна.
Все здесь оживлено: с овинов дым седой,
 Клубяся, по браздам ложится и редеет,
 И нива под его прозрачной пеленой
 То померкает, то светлеет.
Там слышен на току согласный стук цепов;
 Там песня пастуха и шум от стад бегущих;
 Там медленно, скрыпя, тащится ряд возов,
 Тяжелый груз снопов везущих.
Но солнце катится беззнойное с небес;
 Окрест него закат спокойно пламенеет;
 Завесой огненной подернут дальний лес;
 Восток безоблачный синеет.
Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
 И на воды легли дерев кудрявых тени;
 Противный брег горит, осыпанный зарей;
 В волнах блестят прибрежны сени;
То отраженный в них сияет мавзолей;
 То холм муравчатый, увенчанный древами;
 То ива дряхлая, до свившихся корней
 Склонившись гибкими ветвями,
Сенистую главу купает в их струях;
 Здесь храм между берез и яворов мелькает;
 Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
 Недвижим в сумраке сияет.
Вдруг гладким озером является река;
 Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
 В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
 Яснеет вод ее равнина.
Но гаснет день… в тени склонился лес к водам;
 Древа облечены вечерней темнотою;
 Лишь простирается по тихим их верхам
 Заря багряной полосою;
Лишь ярко заревом восточный брег облит,
 И пышный дом царей на скате озлащенном,
 Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
 В величии уединенном.
Но вечер на него покров накинул свой,
 И рощи и брега, смешавшись, побледнели;
 Последни облака, блиставшие зарей,
 С небес, потухнув, улетели.
И воцарилася повсюду тишина;
 Все спит… лишь изредка в далекой тьме промчится
 Невнятный глас… или колыхнется волна…
 Иль сонный лист зашевелится.
Я на брегу один… окрестность вся молчит…
 Как привидение, в тумане предо мною
 Семья младых берез недвижимо стоит
 Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священный кров;
 Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
 Как бы эфирное там веет меж листов,
 Как бы невидимое дышит;
Как бы сокрытая под юных древ корой,
 С сей очарованной мешаясь тишиною,
 Душа незримая подъемлет голос свой
 С моей беседовать душою.
И некто урне сей безмолвный приседит;
 И, мнится, на меня вперил он темны очи;
 Без образа лицо, и зрак туманный слит
 С туманным мраком полуночи.
Смотрю… и, мнится, все, что было жертвой лет,
 Опять в видении прекрасном воскресает;
 И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
 С надеждой к сердцу прилетает.
Но где он?.. Скрылось все… лишь только в тишине
 Как бы знакомое мне слышится призванье,
 Как будто Гений путь указывает мне
 На неизвестное свиданье.
О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
 Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
 Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
 Иль небеса твоя обитель?..
И ангел от земли в сиянье предо мной
 Взлетает; на лице величие смиренья;
 Взор к небу устремлен; над юною главой
 Горит звезда преображенья.
Помедли улетать, прекрасный сын небес;
 Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою…
 Но где я?.. Все вокруг молчит… призрак исчез,
 И небеса покрыты мглою.
Одна лишь смутная мечта в душе моей:
 Как будто мир земной в ничто преобратился;
 Как будто та страна знакомей стала ей,
 Куда сей чистый ангел скрылся.
Анализ элегии «Славянка» Жуковского
Стихотворение В. Жуковского «Славянка» было написано в конце сентября 1815 года во время пребывания автора в Павловской резиденции. Славянкой называли реку в Павловске. Элегия поэта начинается с описания реки и ее берегов. Стихотворение олицетворяет жизнь природы, в которую включается человек.
Литературный критик Белинский считал, что поэт в своих произведениях всегда стремится живописно рассказать о природе и добавить в нее романтические нотки. Независимо от того, о чем говорится в стихах — о лесах, горах, об утре или буре — все это дышит в ярких картинах какой-то таинственностью.
Жуковский в «Славянке» не искажает паркового пространства. Герой произведения начинает свою прогулку от Храма-дружбы, идет к Мавзолею супругу-благодетелю, снова возвращается к берегу реки, любуясь идиллией Фермы. Прогулка заканчивается около березовой рощи, которую еще называют семейственной. Каждое дерево в этой роще означает какое-нибудь радостное событие в царской семье.
В элегии явным образом выступает двоемирие: автор сопоставляет реальный мир с прошлым, как небо и землю. Однако граница между мирами нечеткая, как это бывает у романтиков.
В стихотворении «Славянка» символика играет огромную роль. Например, река символизирует быстротечность и нестабильность жизни. Берег в стихотворении отражает целеустремленность и направление движения. Берег — это символ родного уголка, именно к нему быстрым шагом направляется лирический герой. Картины природы постоянно сменяются друг с другом, что указывает на меняющиеся точки зрения человека.
Во время прогулки сменяются виды, что говорит о том, что природа дышит и поражает читателя все новыми картинами. Элегия очень эмоциональная, спокойная и чувственная. Это подтверждает наличие большого количества многоточий и тире.
Атрибутом романтизма элегии служит «мотив смерти». Он передается через одинокие часовни, мавзолеи, надгробия и урны. Эти знаки должны невольно напоминать человеку о том, что жизнь его коротка и быстротечна.
«Мотив памяти» неразрывно идет по тексту с «мотивом смерти». Багряные липы указывают на неизбежность старения, ели гробовые — на неизбежность смерти. Все это побуждает к размышлениям.
С преодолением «мотива смерти» тесно связан «мотив дружбы». Символом этому служит сооружение под названием Храм Дружбы, построенное в парке в 1782 году.
Таким образом, слияние человека с природой происходит в полной тишине, т.к. лирический герой беседует в парке с «незримой»природной душой.


 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
 (5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Очень хороший стих