В тени дерев, над чистыми водами
 Дерновый холм вы видите ль, друзья?
 Чуть слышно там плескает в брег струя;
 Чуть ветерок там дышит меж листами;
 На ветвях лира и венец…
 Увы! друзья, сей холм — могила;
 Здесь прах певца земля сокрыла;
 Бедный певец!
Он сердцем прост, он нежен был душою
 Но в мире он минутный странник был;
 Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил
 И ждал конца с волненьем и тоскою;
 И рано встретил он конец,
 Заснул желанным сном могилы…
 Твой век был миг, но миг унылый,
 Бедный певец!
Он дружбу пел, дав другу нежну руку,-
 Но верный друг во цвете лет угас;
 Он пел любовь — но был печален глас;
 Увы! он знал любви одну лишь муку;
 Теперь всему, всему конец;
 Твоя душа покой вкусила;
 Ты спишь; тиха твоя могила,
 Бедный певец!
Здесь, у ручья, вечернею порою
 Прощальну песнь он заунывно пел:
 «О красный мир, где я вотще расцвел;
 Прости навек; с обманутой душою
 Я счастья ждал — мечтам конец;
 Погибло все, умолкни, лира;
 Скорей, скорей в обитель мира,
 Бедный певец!
Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
 Блаженство знать, к нему лететь душой,
 Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
 Желать всяк час и трепетать желанья…
 О пристань горестных сердец,
 Могила, верный путь к покою,
 Когда же будет взят тобою
 Бедный певец?»
И нет певца… его не слышно лиры…
 Его следы исчезли в сих местах;
 И скорбно все в долине, на холмах;
 И все молчит… лишь тихие зефиры,
 Колебля вянущий венец,
 Порою веют над могилой,
 И лира вторит им уныло:
 Бедный певец!
Анализ стихотворения «Певец» Жуковского
Исповедальная элегия «Певец» Василия Андреевича Жуковского – отражение душевного и творческого кризиса, настигшего поэта.
Стихотворение датируется 1811 годом. В этот период его автор, романтик, лирик по природе, по настоятельному совету друзей, берется за создание исторического эпоса. Впрочем, дело идет со скрипом. Он также охотно переводит чужие стихи, а вот своих почти не пишет. Вдохновение покинуло его из-за душевного смятения, вызванного мучительной любовной драмой. Смерть матери усилила его печаль. В жанровом отношении – меланхолическая элегия, романс, рифмовка опоясывающая, 6 строф. Насквозь романтическое, даже сентиментальное, стихотворение открывается картиной одинокой могилы. «Лира и венец»: античные атрибуты не столько музыканта, сколько поэта. Венцами награждали победителей поэтических состязаний. Душераздирающий рефрен завершает каждую строфу. Поэт делится своими чувствами не просто с читателями, а друзьями. Теми, кто может разделить его горе. «Минутный странник»: герой стиха разуверился в счастье слишком рано. Бледный и печальный, он зачах, почти как цветок, среди сорняков. Жизнь была к нему сурова. «Верный друг угас»: автобиографическая деталь. Прошло восемь лет со дня смерти друга юности В. Жуковского – А. Тургенева. «Любви муку»: еще одно доказательство, что автор аллегорически хоронит самого себя. Он так и не получил согласия матери М. Протасовой на их брак. В последних строфах поэт прославляет «верный путь к покою» – могилу. Заметим, что певцу он отводит место не на кладбище, а в уединенном месте на природе. Так он подчеркивает двойное одиночество героя – при жизни, и после смерти. В финале забвение властной рукой стирает всякую память о «бедном певце». Лексика возвышенная, витиеватая, местами устаревшая (вотще, глас, вкусила, нежну руку). Интонация страдальческая, жалобная. Эпитет «унылый» царит в стихе. Полно в нем и горестных умолчаний, будто прерываемых рыданиями, есть и междометие-всхлип (увы!). Множество повторов (миг, пел, конец, скорей). Обращение к лире: умолкни. Упоминаются и античные «зефиры» (то есть, ветер). Среди прочих эпитетов: прощальну песнь, красный мир (то есть, прекрасный, заманчивый), горестных сердец, желанным сном. Инверсия: встретил он. Пейзаж условный, но вполне живой. Перифраз, перечисления, монолог, музыка стиха.
«Певец» В. Жуковского впервые был представлен читающей публике на страницах журнала «Вестник Европы».



 (7 оценок, среднее: 3,29 из 5)
 (7 оценок, среднее: 3,29 из 5)