«Где ты, милый? Что с тобою?
 С чужеземною красою,
 Знать, в далекой стороне
 Изменил, неверный, мне,
 Иль безвременно могила
 Светлый взор твой угасила».
 Так Людмила, приуныв,
 К персям очи приклонив,
 На распутии вздыхала.
 «Возвратится ль он,- мечтала,-
 Из далеких, чуждых стран
 С грозной ратию славян?»
Пыль туманит отдаленье;
 Светит ратных ополченье;
 Топот, ржание коней;
 Трубный треск и стук мечей;
 Прахом панцыри покрыты;
 Шлемы лаврами обвиты;
 Близко, близко ратных строй;
 Мчатся шумною толпой
 Жены, чада, обрученны…
 «Возвратились незабвенны!..»
 А Людмила?.. Ждет-пождет…
 «Там дружину он ведет;
Сладкий час — соединенье!..»
 Вот проходит ополченье;
 Миновался ратных строй…
 Где ж, Людмила, твой герой?
 Где твоя, Людмила, радость?
 Ах! прости, надежда-сладость!
 Всё погибло: друга нет.
 Тихо в терем свой идет,
 Томну голову склонила:
 «Расступись, моя могила;
 Гроб, откройся; полно жить;
 Дважды сердцу не любить».
«Что с тобой, моя Людмила?-
 Мать со страхом возопила.-
 О, спокой тебя творец!» —
 «Милый друг, всему конец;
 Что прошло — невозвратимо;
 Небо к нам неумолимо;
 Царь небесный нас забыл…
 Мне ль он счастья не сулил?
 Где ж обетов исполненье?
 Где святое провиденье?
 Нет, немилостив творец;
 Всё прости, всему конец».
«О Людмила, грех роптанье;
 Скорбь — создателя посланье;
 Зла создатель не творит;
 Мертвых стон не воскресит».-
 «Ах! родная, миновалось!
 Сердце верить отказалось!
 Я ль, с надеждой и мольбой,
 Пред иконою святой
 Не точила слез ручьями?
 Нет, бесплодными мольбами
 Не призвать минувших дней;
 Не цвести душе моей.
Рано жизнью насладилась,
 Рано жизнь моя затмилась,
 Рано прежних лет краса.
 Что взирать на небеса?
 Что молить неумолимых?
 Возвращу ль невозвратимых?»-
 «Царь небес, то скорби глас!
 Дочь, воспомни смертный час;
 Кратко жизни сей страданье;
 Рай — смиренным воздаянье,
 Ад — бунтующим сердцам;
 Будь послушна небесам».
«Что, родная, муки ада?
 Что небесная награда?
 С милым вместе — всюду рай;
 С милым розно — райский край
 Безотрадная обитель.
 Нет, забыл меня спаситель!»
 Так Людмила жизнь кляла,
 Так творца на суд звала…
 Вот уж солнце за горами;
 Вот усыпала звездами
 Ночь спокойный свод небес;
 Мрачен дол, и мрачен лес.
Вот и месяц величавой
 Встал над тихою дубравой;
 То из облака блеснет,
 То за облако зайдет;
 С гор простерты длинны тени;
 И лесов дремучих сени,
 И зерцало зыбких вод,
 И небес далекий свод
 В светлый сумрак облеченны…
 Спят пригорки отдаленны,
 Бор заснул, долина спит…
 Чу!.. полночный час звучит.
Потряслись дубов вершины;
 Вот повеял от долины
 Перелетный ветерок…
 Скачет по полю ездок,
 Борзый конь и ржет и пышет.
 Вдруг… идут… (Людмила слышит)
 На чугунное крыльцо…
 Тихо брякнуло кольцо…
 Тихим шепотом сказали…
 (Все в ней жилки задрожали)
 То знакомый голос был,
 То ей милый говорил:
«Спит иль нет моя Людмила?
 Помнит друга иль забыла?
 Весела иль слезы льет?
 Встань, жених тебя зовет».-
 «Ты ль? Откуда в час полночи?
 Ах! едва прискорбны очи
 Не потухнули от слез.
 Знать, тронулся царь небес
 Бедной девицы тоскою.
 Точно ль милый предо мною?
 Где же был? Какой судьбой
 Ты опять в стране родной?»
«Близ Наревы дом мой тесный.
 Только месяц поднебесный
 Над долиною взойдет,
 Лишь полночный час пробьет —
 Мы коней своих седлаем,
 Темны кельи покидаем.
 Поздно я пустился в путь.
 Ты моя; моею будь…
 Чу! совы пустынной крики.
 Слышишь? Пенье, брачны лики.
 Слышишь? Борзый конь заржал.
 Едем, едем, час настал».
«Переждем хоть время ночи;
 Ветер встал от полуночи;
 Хладно в поле, бор шумит;
 Месяц тучами закрыт».-
 «Ветер буйный перестанет;
 Стихнет бор, луна проглянет;
 Едем, нам сто верст езды.
 Слышишь? Конь грызет бразды,
 Бьет копытом с нетерпенья.
 Миг нам страшен замедленья;
 Краткий, краткий дан мне срок;
 Едем, едем, путь далек».
«Ночь давно ли наступила?
 Полночь только что пробила.
 Слышишь? Колокол гудит».-
 «Ветер стихнул; бор молчит;
 Месяц в водный ток глядится;
 Мигом борзый конь домчится».-
 «Где ж, скажи, твой тесный дом?» —
 «Там, в Литве, краю чужом:
 Хладен, тих, уединенный,
 Свежим дерном покровенный;
 Саван, крест и шесть досток.
 Едем, едем, путь далек».
Мчатся всадник и Людмила.
 Робко дева обхватила
 Друга нежною рукой,
 Прислонясь к нему главой.
 Скоком, лётом по долинам,
 По буграм и по равнинам;
 Пышет конь, земля дрожит;
 Брызжут искры от копыт;
 Пыль катится вслед клубами;
 Скачут мимо них рядами
 Рвы, поля, бугры, кусты;
 С громом зыблются мосты.
«Светит месяц, дол сребрится;
 Мертвый с девицею мчится;
 Путь их к келье гробовой.
 Страшно ль, девица, со мной?»-
 «Что до мертвых? что до гроба?
 Мертвых дом — земли утроба».-
 «Чу! в лесу потрясся лист.
 Чу! в глуши раздался свист.
 Черный ворон встрепенулся;
 Вздрогнул конь и отшатнулся;
 Вспыхнул в поле огонек».-
 «Близко ль, милый?» — «Путь далек».
Слышат шорох тихих теней:
 В час полуночных видений,
 В дыме облака, толпой,
 Прах оставя гробовой
 С поздним месяца восходом,
 Легким, светлым хороводом
 В цепь воздушную свились;
 Вот за ними понеслись;
 Вот поют воздушны лики:
 Будто в листьях повилики
 Вьется легкий ветерок;
 Будто плещет ручеек.
«Светит месяц, дол сребрится;
 Мертвый с девицею мчится;
 Путь их к келье гробовой.
 Страшно ль, девица, со мной?»-
 «Что до мертвых? что до гроба?
 Мертвых дом — земли утроба».-
 «Конь, мой конь, бежит песок;
 Чую ранний ветерок;
 Конь, мой конь, быстрее мчися;
 Звезды утренни зажглися,
 Месяц в облаке потух.
 Конь, мой конь, кричит петух».
«Близко ль, милый?»- «Вот примчались».
 Слышут: сосны зашатались;
 Слышут: спал с ворот запор;
 Борзый конь стрелой на двор.
 Что же, что в очах Людмилы?
 Камней ряд, кресты, могилы,
 И среди них божий храм.
 Конь несется по гробам;
 Стены звонкий вторят топот;
 И в траве чуть слышный шепот,
 Как усопших тихий глас…
Вот денница занялась.
 Что же чудится Людмиле?
 К свежей конь примчась могиле,
 Бух в нее и с седоком.
 Вдруг — глухой подземный гром;
 Страшно доски затрещали;
 Кости в кости застучали;
 Пыль взвилася; обруч хлоп;
 Тихо, тихо вскрылся гроб…
 Что же, что в очах Людмилы?..
 Ах, невеста, где твой милый?
 Где венчальный твой венец?
 Дом твой — гроб; жених -мертвец.
Видит труп оцепенелый:
 Прям, недвижим, посинелый,
 Длинным саваном обвит.
 Страшен милый прежде вид;
 Впалы мертвые ланиты;
 Мутен взор полуоткрытый;
 Руки сложены крестом.
 Вдруг привстал… манит перстом.
 «Кончен путь: ко мне, Людмила;
 Нам постель — темна могила;
 Завес — саван гробовой;
 Сладко спать в земле сырой».
Что ж Людмила?.. Каменеет,
 Меркнут очи, кровь хладеет,
 Пала мертвая на прах.
 Стон и вопли в облаках;
 Визг и скрежет под землею;
 Вдруг усопшие толпою
 Потянулись из могил;
 Тихий, страшный хор завыл:
 «Смертных ропот безрассуден;
 Царь всевышний правосуден;
 Твой услышал стон творец;
 Час твой бил, настал конец».
Анализ баллады «Людмила» Жуковского
Баллада «Людмила» была написана В. А. Жуковским в 1808 году как переложение «Леноры» немецкого поэта Г. Бюргера.
В основе сюжета баллады лежит вариация распространенной в Европе страшной легенды о том, как умерший жених приходит после смерти к своей оставшейся жить девушке. Жуковский очень хотел перенести эту историю на русскую почву, при этом не меняя ее смысла, то есть просто русифицировать данный сюжет.
В произведении рассказывается о девушке по имени Людмила, которая ждет своего жениха, ушедшего на Ливонскую войну. Однако когда войско возвращается, девушка узнает от других воинов, что он погиб. Убитая горем, она отправляется домой, где в отчаянии начинает обвинять Бога в несправедливости судьбы и говорит матери, что больше не хочет жить. Мать пытается ее успокоить, предостерегает от жалоб на судьбу, но все тщетно. Ночью к Людмиле приходит всадник, в котором она узнает жениха, и, ослепленная чувствами, уезжает с ним, не поверив, что он мертв. На рассвете жених привозит ее на кладбище, опускается вместе с ней в могилу, и когда девушка наконец обнаруживает его труп, она умирает от ужаса. В финале баллады толпа мертвецов восстает из могил и провозглашает, что Творец услышал Людмилу и послал ей смерть, которой она так желала.
Главная героиня — восторженная юная девушка, которая не смогла справиться с обрушившимся на нее ударом судьбы — внезапной смертью любимого жениха. В отчаянии она начинает обвинять Творца, роптать на судьбу и считать, что и ей самой теперь не остается ничего другого как умереть, что и происходит в финале. Мать пытается убедить дочь, что роптать на судьбу нельзя, надо смириться и жить дальше, но Людмила не слушает. Нетрудно понять, что симпатии поэта на стороне матери, объясняющей дочери, что нельзя идти против судьбы и Бога, нужно быть смиренной. Девушка отказывается признавать реальность, что и приводит в итоге к печальному концу.
Отличительной особенностью жанра баллады является сплетение в ней реальных и фантастических событий, что и наблюдается в «Людмиле». Жуковский употребляет большое количество эпитетов («мертвые ланиты», «чуждых стран», «мутен взор» и т.д.), рефрены («едем, едем, путь далек»), метафоры («меркнут очи», «кровь хладеет»).
Стихотворный размер произведения — четырехстопный хорей. После выхода «Людмилы» ранее нераспространенный жанр баллады стал популярен и в дальнейшем часто использовался русскими поэтами.


 (18 оценок, среднее: 4,28 из 5)
 (18 оценок, среднее: 4,28 из 5)
Людмила ближе к оригиналу, чем Светлана
Страшилка для любителей литературы)
А в этом виновата сама Людмила.Вот не надо бояться и роптать на Бога! Она это заслужила .Прочитай-тека лучше ,, Светлану,, ,тоже Жуковского.
Странно как-то… Но это Жуковский, что я удивляюсь.
Некотором есть доля правды может оно так и было в то время.А может это сон который приснился Людмиле страшный ещё повторю сон.
Ой!! Вот так юмор! Чернее не бывает! Нашим бы юмористам, работающим в таком жанре, поучиться у классиков. А если честно, актуально для современной молодежи, назидательно.
Счастьем Людмилы был любимый человек. Она хулила Бога и проклинала белый свет без своего милого. Это её ни к чему хорошему её не привело.
Расскажите пожалуйста в кратце
Интересная и совсем не страшная))
Однозначно, 5!