Владыка Морвены,
 Жил в дедовском замке могучий Ордал;
 Над озером стены
 Зубчатые замок с холма возвышал;
 Прибрежны дубравы
 Склонялись к водам,
 И стлался кудрявый
 Кустарник по злачным окрестным холмам.
Спокойствие сеней
 Дубравных там часто лай псов нарушал;
 Рогатых еленей,
 И вепрей, и ланей могучий Ордал
 С отважными псами
 Гонял по холмам;
 И долы с холмами,
 Шумя, отвечали зовущим рогам.
В жилище Ордала
 Веселость из ближних и дальних краев
 Гостей собирала;
 И убраны были чертоги пиров
 Еленей рогами;
 И в память отцам
 Висели рядами
 Их шлемы, кольчуги, щиты по стенам.
И в дружных беседах
 Любил за бокалом рассказы Ордал
 О древних победах
 И взоры на брони отцов устремлял:
 Чеканны их латы
 В глубоких рубцах;
 Мечи их зубчаты;
 Щиты их и шлемы избиты в боях.
Младая Минвана
 Красой озаряла родительский дом;
 Как зыби тумана,
 Зарею златимы над свежим холмом,
 Так кудри густые
 С главы молодой
 На перси младые,
 Вияся, бежали струей золотой.
Приятней денницы
 Задумчивый пламень во взорах сиял:
 Сквозь темны ресницы
 Он сладкое в душу смятенье вливал;
 Потока журчанье —
 Приятность речей;
 Как роза дыханье;
 Душа же прекрасней и прелестей в ней.
Гремела красою
 Минвана и в ближних и в дальних краях;
 В Морвену толпою
 Стекалися витязи, славны в боях;
 И дщерью гордился
 Пред ними отец…
 Но втайне делился
 Душою с Минваной Арминий-певец.
Младой и прекрасный,
 Как свежая роза — утеха долин,
 Певец сладкогласный…
 Но родом не знатный, не княжеский сын;
 Минвана забыла
 О сане своем
 И сердцем любила,
 Невинная, сердце невинное в нем.—
На темные своды
 Багряным щитом покатилась луна;
 И озера воды
 Струистым сияньем покрыла она;
 От замка, от сеней
 Дубрав по брегам
 Огромные теней
 Легли великаны по гладким водам.
На холме, где чистым
 Потоком источник бежал из кустов,
 Под дубом ветвистым —
 Свидетелем тайных свиданья часов —
 Минвана младая
 Сидела одна,
 Певца ожидая,
 И в страхе таила дыханье она.
И с арфою стройной
 Ко древу к Минване приходит певец.
 Всё было спокойно,
 Как тихая радость их юных сердец:
 Прохлада и нега,
 Мерцанье луны,
 И ропот у брега
 Дробимыя с легким плесканьем волны.
И долго, безмолвны,
 Певец и Минвана с унылой душой
 Смотрели на волны,
 Златимые тихоблестящей луной.
 «Как быстрые воды
 Поток свой лиют —
 Так быстрые годы
 Веселье младое с любовью несут».—
«Что ж сердце уныло?
 Пусть воды лиются, пусть годы бегут;
 О верный! о милой!
 С любовию годы и жизнь унесут!»—
 «Минвана, Минвана,
 Я бедный певец;
 Ты ж царского сана,
 И предками славен твой гордый отец».—
 «Что в славе и сане?
 Любовь — мой высокий, мой царский венец.
О милый, Минване
 Всех витязей краше смиренный певец.
 Зачем же уныло
 На радость глядеть?
 Всё близко, что мило;
 Оставим годам за годами лететь».—
«Минутная сладость
 Веселого вместе, помедли, постой;
 Кто скажет, что радость
 Навек не умчится с грядущей зарей!
 Проглянет денница —
 Блаженству конец;
 Опять ты царица,
 Опять я ничтожный и бедный певец».—
«Пускай возвратится
 Веселое утро, сияние дня;
 Зарей озарится
 Тот свет, где мой милый живет для меня.
Лишь царским убором
 Я буду с толпой;
 А мыслию, взором,
 И сердцем, и жизнью, о милый, с тобой».
«Прости, уж бледнеет
 Рассветом далекий, Минвана, восток;
 Уж утренний веет
 С вершины кудрявых холмов ветерок».—
 «О нет! то зарница
 Блестит в облаках,
 Не скоро денница;
 И тих ветерок на кудрявых холмах».—
«Уж в замке проснулись;
 Мне слышался шорох и звук голосов».—
 «О нет! встрепенулись
 Дремавшие пташки на ветвях кустов».—
 «Заря уж багряна».—
 «О милый, постой».—
 «Минвана, Минвана,
 Почто ж замирает так сердце тоской?»
И арфу унылой
 Певец привязал под наклоном ветвей:
 «Будь, арфа, для милой
 Залогом прекрасных минувшего дней;
 И сладкие звуки
 Любви не забудь;
 Услада разлуки
 И вестник души неизменныя будь.
Когда же мой юный,
 Убитый печалию, цвет опадет,
 О верные струны,
 В вас с прежней любовью душа перейдет.
 Как прежде, взыграет
 Веселие в вас,
 И друг мой узнает
 Привычный, зовущий к свиданию глас.
И думай, их пенью
 Внимая вечерней, Минвана, порой,
 Что легкою тенью,
 Всё верный, летает твой друг над тобой;
 Что прежние муки:
 Превратности страх,
 Томленье разлуки —
 Всё с трепетной жизнью он бросил во прах.
Что, жизнь переживши,
 Любовь лишь одна не рассталась с душой;
 Что робко любивший
 Без робости любит и более твой.
 А ты, дуб ветвистый,
 Ее осеняй;
 И, ветер душистый,
 На грудь молодую дышать прилетай».
Умолк — и с прелестной
 Задумчивых долго очей не сводил…
 Как бы неизвестный
 В нем голос: навеки прости! говорил.
 Горячей рукою
 Ей руку пожал
 И, тихой стопою
 От ней удаляся, как призрак пропал…
Луна воссияла…
 Минвана у древа… но где же певец?
 Увы! предузнала
 Душа, унывая, что счастью конец;
 Молва о свиданье
 Достигла отца…
 И мчит уж в изгнанье
 Ладья через море младого певца.
И поздно и рано
 Под древом свиданья Минвана грустит.
 Уныло с Минваной
 Один лишь нагорный поток говорит;
 Всё пусто; день ясный
 Взойдет и зайдет —
 Певец сладкогласный
 Минваны под древом свиданья не ждет.
Прохладою дышит
 Там ветер вечерний, и в листьях шумит,
 И ветви колышет,
 И арфу лобзает… но арфа молчит.
 Творения радость,
 Настала весна —
 И в свежую младость,
 Красу и веселье земля убрана.
И ярким сияньем
 Холмы осыпал вечереющий день;
 На землю с молчаньем
 Сходила ночная, росистая тень;
 Уж синие своды
 Блистали в звездах;
 Сравнялися воды;
 И ветер улегся на спящих листах.
Сидела уныло
 Минвана у древа… душой вдалеке…
 И тихо всё было…
 Вдруг… к пламенной что-то коснулось щеке;
 И что-то шатнуло
 Без ветра листы;
 И что-то прильнуло
 К струнам, невидимо слетев с высоты…
И вдруг… из молчанья
 Поднялся протяжно задумчивый звон;
 И тише дыханья
 Играющей в листьях прохлады был он.
 В ней сердце смутилось:
 То друга привет!
 Свершилось, свершилось!..
 Земля опустела, и милого нет.
От тяжкия муки
 Минвана упала без чувства на прах,
 И жалобней звуки
 Над ней застенали в смятенных струнах.
 Когда ж возвратила
 Дыханье она,
 Уже восходила
 Заря, и над нею была тишина.
С тех пор, унывая,
 Минвана, лишь вечер, ходила на холм
 И, звукам внимая,
 Мечтала о милом, о свете другом,
 Где жизнь без разлуки,
 Где всё не на час —
 И мнились ей звуки,
 Как будто летящий от родины глас.
«О милые струны,
 Играйте, играйте… мой час недалек;
 Уж клонится юный
 Главой недоцветшей ко праху цветок.
 И странник унылый
 Заутра придет
 И спросит: где милый
 Цветок мой?.. и боле цветка не найдет».
И нет уж Минваны…
 Когда от потоков, холмов и полей
 Восходят туманы
 И светит, как в дыме, луна без лучей —
 Две видятся тени:
 Слиявшись, летят
 К знакомой им сени…
 И дуб шевелится, и струны звучат.
Анализ баллады «Эолова арфа» Жуковского
Баллада «Эолова арфа» была написана в 1814 году. Стихотворение относится к «долбинскому» периоду, когда поэт В.А. Жуковский испытывал сильные любовные переживания. В конце 1814 года им было написано множество произведений с романтическим сюжетом.
Главная героиня стихотворения — девушка Минвана, которая является дочерью властителя Морвены. Ее добиваются многие воины, но сердце Минваны принадлежит певцу Арминию. Однако певец понимает, что им никогда не быть вместе из-за разницы в социальном положении. Влюбленные встречаются тайно, но знают, что рано или поздно им придется расстаться.
Арминий привязывает к дереву арфу и обещает любимой, что после смерти превратится в ветер и будет напоминать ей о себе звуком инструмента.
Через некоторое время отец Минваны — Ордал узнает о тайном женихе дочери и приказывает изгнать Арминия. Через несколько лет девушка приходит к дереву и слышит приятную мелодию арфы. В этот момент она понимает, что ее любимый больше не принадлежит миру живых. Минвана мучается от тоски и вскоре погибает. В конце произведения автор дарует влюбленным возможность встретиться на небесах.
Произведение написано в резкой тональности и раскрывает тему «запрещенной любви». Обстановка, в которой происходят действия героев, отличается от «русско-народной». В стихотворении четко прослеживается североевропейский пейзаж.
К примеру строки словосочетания «зубчатые стены замка», «озеро воды», «висели рядами их шлемы», а также имена героев демонстрируют средневековой колорит. Считается, что во всей балладе прослеживается влияние оссиановского течения.
Чтобы показать читателям неразрывную связь душ влюбленных, автор дает им созвучные имена — Минвана, Арминий. Основной текст стихотворения описывает свидания пары. Его можно сопоставить с диалогом Ромео и Джульетты.
Чтобы изобразить средневековье, в тексте используют неправильный порядок слов, устаревшую речь, перемещение ударений.
В произведении символом любви является арфа, подвешенная на дереве. Этот жест имеет схожесть со стихотворением И.И. Дмитриева «К Лире».
Критики заметили, что в балладе используется своеобразная рифма. К примеру, в одной строфе идет чередование четырехстопного и двустопного амфибрахия. Такое построение предложений и рифм деформирует структуру произведения, что приводит к преобразованию баллады в лирическое стихотворение с человечным содержанием.
Дополнительно можно выделить перекрестную рифму, где чередуются женские и мужские окончания.

