Как-то летом, на лужайке,
 Очень умный Майский Жук
 Основал для насекомых
 Академию наук.
Академия открыта!
 От зари и до зари
 Насекомые лесные
 Изучают буквари:
 А — Акула, Б — Берёза,
 В — Ворона, Г — Гроза…
 — Шмель и Муха, не жужжите!
 Успокойся, Стрекоза!
Повторяйте, не сбивайтесь:
 Д — Дорога, Е — Енот…
 Повернись к доске, Кузнечик!
 Сел ты задом наперёд!
Ж — Журавль или Жаба,
 3 — Забор или Змея…
 — Не смеши Клопа, Комарик,
 Пересядь от Муравья!
И — Иголка, К — Крапива,
 Л — Личинка, Липа, Луг…
 — Ты кому расставил сети?
 Убирайся, злой Паук!
М — Медведь, Мышонок, Море.
 Н — Налим, а О — Олень…
 — В академию не ходят
 Те, кому учиться лень!
П — Петрушка,
 Р — Ромашка,
 С — Сучок или Сморчок…
 — Таракан, не корчи рожи!
 Не подсказывай, Сверчок!
Т — Травинка, У — Улитка,
 Ф — Фиалка, Х — Хорёк…
 — После первой перемены
 Мы продолжим наш урок!
Учат азбуку букашки,
 Чтобы грамотными стать,
 Потому что это мало —
 Только ползать и летать!
Анализ стихотворения «Лесная академия» Михалкова
В основу стихотворения «Лесная академия» Сергея Владимировича Михалкова легла дореволюционная история поэта Константина Николаевича Льдова.
Стихотворение написано не позднее 1974 года. В эту пору поэту исполнился 61 год, он давно уже классик советской детской поэзии, автор гимна страны и нескольких собраний сочинений. Он также активно занимается общественной работой и возглавляет Союз писателей РСФСР. Много лет он был и депутатом Верховного Совета. В личной жизни все сложилось не хуже: он давно и счастливо женат на Н. Кончаловской, вырастил двух сыновей и дочь супруги от первого брака. В жанровом отношении – песенка, считалочка, в рифмовке можно разглядеть смежную, перекрестную и холостую, 9 строф. Поэт переосмыслил стихи К. Льдова «Господин учитель Жук» в советском духе. Многие понятия и образы считались устаревшими или вредными, так что С. Михалков дал стихотворению вторую жизнь – вплоть до момента, когда стал известен подзабытый оригинал. Исчез господин учитель, кума (крестная мать по отношению к крестному отцу), «дитя» сменилось бодрой «дорогой», скромная «школа» — академией, пострадало и жаркое (блюдо), советскому школьнику пришлось довольствоваться жабой. Наконец, у С. Михалкова канула в Лету розга, непременный атрибут возмездия нерадивым ученикам. Обучение насекомых начинается летом, руководит процессом Майский Жук. Во второй строфе читатель узнает, что в букварях для мошкары открывается окружающий мир во всей красе. Клоп с замиранием сердца разглядывает на картинке акулу, Кузнечик отворачивается от рисунка страшной жабы, с которой лучше не связываться. Поэт не ставит целью перечислить весь алфавит («после перемены продолжим»). Но дает понять, что ему хороши знакомы ученики начальной школы, и первоклашки-тараканы мало чем от них отличаются по поведению и прилежанию («не корчи рожи», «не подсказывай»). Пожалуй, самое забавное требование педагога звучит в четвертой строфе: не смеши Клопа, Комарик. Автор щедро передает невообразимую звукопись этого необычного класса – жужжание, писк, стрекот. Не менее комична сценка в следующем четверостишии, когда к Мухе с сетью подкрадывается Паук. Он, собственно, образование уже получил, а теперь собирался отобедать. Мимоходом поэт порицает не только шалости, но и лень. В финале звучит назидание букашкам. Рожденные ползать и летать просто обязаны стать еще и светочами знания – каждый на своем месте. Стихи пестрят обращениями и перечислениями названий насекомых и прочих понятий из азбуки. Уменьшительные суффиксы в словах, типичные для речи детей: травинка, мышонок, Комарик. Море восклицаний и вопросов в повелительном наклонении. Инверсия: учат букашки. Эпитетов немного: злой, умный.
В «Лесной академии» С. Михалкова юмор органично сочетается с ненавязчивым обучением и воспитательным моментом.


 (19 оценок, среднее: 4,84 из 5)
 (19 оценок, среднее: 4,84 из 5)