Для больного человека
 Нужен врач, нужна аптека.
Входишь — чисто и светло.
 Всюду мрамор и стекло.
 За стеклом стоят в порядке
 Склянки, банки и горшки,
 В них пилюльки и облатки,
 Капли, мази, порошки —
 От коклюша, от ангины,
 От веснушек на лице,
 Рыбий жир,
 таблетки хины
 И, конечно, витамины —
 Витамины: «А», «В», «С»!
 Есть душистое втиранье
 От укусов комаров,
 Есть микстура от чиханья:
 Проглотил — и будь здоров!
Клейкий пластырь от мозолей
 И настойки на траве
 От ломоты и от болей
 В животе и в голове.
 Есть микстура от мигрени!
 Но нельзя сказать врачу:
 — Дайте средство мне от лени!
 От «могу, но не хочу»!
Хорошо бы это средство
 Поскорей изобрели,
 Чтобы все лентяи с детства
 Принимать его могли:
Те ребята, чьи отметки
 Обнаруживают лень,-
 По одной, по две таблетки
 Три-четыре раза в день!
Появись лекарство это,
 Я купил бы два пакета.
 Нет, не два, а целых три!
 Нужно, что ни говори!..
Анализ стихотворения «Чудесные таблетки» Михалкова
Дебют «Чудесных таблеток» Сергея Владимировича Михалкова состоялся в газете «Правда».
Стихотворение датируется 1960 годом. Автору его исполнилось 47 лет, он мэтр детской поэзии, обладатель государственных наград, сценарист фильмов и мультфильмов, драматург и публицист. По жанру – юмористический рассказ, рифмовка в основном, смежная, перекрестная. Название оставляет простор для фантазии. Кажется, что речь пойдет о чем-то небывалом, волшебном. Но стихотворение начинается вполне прозаическим утверждением: больному нужен врач. Ненавязчиво поэт знакомит ребенка с несколько пугающим, но порой неизбежным миром лекарств, порошков и настоек. В перечень типичных детских хворей, бед всех времен года (веснушек, ангины и комариных укусов) вкрадывается малярия. «Рыбий жир»: популярнейшее средство той эпохи самого широкого спектра действия и, прежде всего, для общего укрепления растущего организма. С ложкой горького жира советские дети знакомились с детского сада. Впрочем, уже в 1970 году рыбий жир как обязательное профилактическое средство был запрещен. Оказалось, в погоне за дешевизной нарушалась технология производства, да и само сырье зачастую оставляло желать лучшего. В следующей строфе перечислены недуги старшего поколения, среди них – те самые, что без спиртовой настойки не вылечишь. Поэт делает рекламу, действует как зазывала на базаре, расхваливая медицинский товар. Между тем, есть одно грозное заболевание, перед которым бессилен даже врач – Герой Труда, даже доктор Айболит: лень. «Могу, но не хочу!»: извечный бич человечества сызмальства. С. Михалков входит в роль врача и прописывает схему приема чудо-средства «лентяям с детства»: по одной, по две штуки несколько раз в день, как против особо опасного паразита. Действительно, однократного приема будет недостаточно, чтобы взяться за ум. В предпоследней строфе звучит почти угроза ребятам, «чьи отметки обнаруживают лень». Силу таблеток будут испытывать именно на них. Здесь – кульминация назидательности, однако в финале ее перекрывает самоирония: «я купил бы». Кажется, лекарство нужно не только ему самому (раз уж «целых три пакета»), но и его сыновьям, младшему из которых, Никите, к тому моменту исполнилось 15 лет. Град восклицаний, перечислений, лексика просторечная, интонация заговорщическая, числительные для пущего правдоподобия, практически лозунг: проглотил – и будь здоров! Эпитет: душистое втиранье. Ряд отрицаний, прямая речь, явно выраженная авторская позиция. Композиционный стык в строчках про витамины. Актуальность темы, занимательность сюжета.
В «Чудесных таблетках» С. Михалков призывает ученых не лениться и изобрести лекарство от лени, общей беды детей и взрослых.


 (15 оценок, среднее: 4,33 из 5)
 (15 оценок, среднее: 4,33 из 5)