Я посетил родимые места,
 Ту сельщину,
 Где жил мальчишкой,
 Где каланчой с березовою вышкой
 Взметнулась колокольня без креста.
Как много изменилось там,
 В их бедном, неприглядном быте.
 Какое множество открытий
 За мною следовало по пятам.
Отцовский дом
 Не мог я распознать:
 Приметный клен уж под окном не машет,
 И на крылечке не сидит уж мать,
 Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Стара, должно быть, стала…
 Да, стара.
 Я с грустью озираюсь на окрестность:
 Какая незнакомая мне местность!
 Одна, как прежняя, белеется гора,
 Да у горы
 Высокий серый камень.
Здесь кладбище!
 Подгнившие кресты,
 Как будто в рукопашной мертвецы,
 Застыли с распростертыми руками.
 По тропке, опершись на подожок,
 Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
 «Прохожий!
 Укажи, дружок,
 Где тут живет Есенина Татьяна?»
«Татьяна… Гм…
 Да вон за той избой.
 А ты ей что?
 Сродни?
 Аль, может, сын пропащий?»
«Да, сын.
 Но что, старик, с тобой?
 Скажи мне,
 Отчего ты так глядишь скорбяще?»
«Добро, мой внук,
 Добро, что не узнал ты деда!..»
 «Ах, дедушка, ужели это ты?»
 И полилась печальная беседа
 Слезами теплыми на пыльные цветы.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
 А мне уж девяносто…
 Скоро в гроб.
 Давно пора бы было воротиться».
 Он говорит, а сам все морщит лоб.
 «Да!.. Время!..
 Ты не коммунист?»
 «Нет!..»
 «А сестры стали комсомолки.
 Такая гадость! Просто удавись!
 Вчера иконы выбросили с полки,
 На церкви комиссар снял крест.
 Теперь и богу негде помолиться.
 Уж я хожу украдкой нынче в лес,
 Молюсь осинам…
 Может, пригодится…
Пойдем домой —
 Ты все увидишь сам».
 И мы идем, топча межой кукольни.
 Я улыбаюсь пашням и лесам,
 А дед с тоской глядит на колокольню.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 «Здорово, мать! Здорово!» —
 И я опять тяну к глазам платок.
 Тут разрыдаться может и корова,
 Глядя на этот бедный уголок.
На стенке календарный Ленин.
 Здесь жизнь сестер,
 Сестер, а не моя, —
 Но все ж готов упасть я на колени,
 Увидев вас, любимые края.
Пришли соседи…
 Женщина с ребенком.
 Уже никто меня не узнает.
 По-байроновски наша собачонка
 Меня встречала с лаем у ворот.
Ах, милый край!
 Не тот ты стал,
 Не тот.
 Да уж и я, конечно, стал не прежний.
 Чем мать и дед грустней и безнадежней,
 Тем веселей сестры смеется рот.
Конечно, мне и Ленин не икона,
 Я знаю мир…
 Люблю мою семью…
 Но отчего-то все-таки с поклоном
 Сажусь на деревянную скамью.
«Ну, говори, сестра!»
И вот сестра разводит,
 Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
 О Марксе,
 Энгельсе…
 Ни при какой погоде
 Я этих книг, конечно, не читал.
И мне смешно,
 Как шустрая девчонка
 Меня во всем за шиворот берёт…
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 По-байроновски наша собачонка
 Меня встречала с лаем у ворот.
Анализ стихотворения «Возвращение на Родину» Есенина
Возвращение на малую родину для каждого человека — это событие, особенно после долгого пребывания где-то далеко. В своих стихах Есенин часто уделяет место селу Константиново, из которого он родом. Возвращаясь домой после десяти лет в Москве, поэт оказывается удивлен переменам и тому, как все становится чуждо. Этому путешествию Сергей Александрович посвятил немало стихов, среди которых в том числе – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Ключевым событием произведения, вокруг которого разворачивается повествование, стало рефлексивное восприятие героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей, их быте.
По дороге к дому поэт рассматривает малую родину и вспоминает, насколько хорошо ему было в детстве, юности. Есенин не может даже найти собственный дом, не узнает собственного дедушку, от которого с грустью узнает, что его отец умер, а в живых осталась лишь мать и сестры — но и те изменились до неузнаваемости. Мать постарела, а сестры стали приверженцами нового режима. Подходя к дому, он замечает, что тот изрядно потрепан, а ведь раньше с крыльца мать кормила цыплят. В деревне власть коммунистов, они закрыли церковь и повалили крест. Местным верующим людям негде помолится и его дед ходит на своего рода исповедь в лес, к деревьям, что бы помолиться хотя бы им.
Узнает он и о том, как изменились сестры. Вместо веры в Бога они теперь верят в Энгельса и Маркса, а вместо настольной Библии их книгой стал «Капитал». Они выбросили с полки иконы — то, что дорого деду и матери поэта, вместо них — портрет Ленина. Они пытаются навязать Есенину свои идеалы, которые чужды, ибо он не читал новых книг и не признает новой «веры» в коммунизм.
Увы, поэта в родном селе уже не узнают — ни соседи, ни старые друзья, ни даже собачонка, которая начала гавкать на нежданного гостя. Он много времени потерял в столице, и жалеет об этом. Есенин очень хотел бы повернуть время вспять, и тогда он, точно поступил бы иначе. Он понимает, что упустил что-то очень важное, он уже не вписывается в это общество, которое живет по иным законам.
Произведение можно отнести к жанру элегия. Стихотворный размер в большей части произведения — ямб, рифмовка кольцевая и перекрестная. Основные литературные приемы — эпитеты (неприглядный быт, родимые места, приметный клен, подгнившие кресты), встречаются и метафоры — «клен машет», «подгнившие кресты застыли с распростертыми руками», «беседа полилась слезами».


 (11 оценок, среднее: 4,27 из 5)
 (11 оценок, среднее: 4,27 из 5)