Припадок кончен.
 Грусть в опале.
 Приемлю жизнь, как первый сон.
 Вчера прочел я в «Капитале»,
 Что для поэтов —
 Свой закон.
Метель теперь
 Хоть чертом вой,
 Стучись утопленником голым, —
 Я с отрезвевшей головой
 Товарищ бодрым и весёлым.
Гнилых нам нечего жалеть,
 Да и меня жалеть не нужно,
 Коль мог покорно умереть
 Я в этой завирухе вьюжной.
Тинь-тинь, синица!
 Добрый день!
 Не бойся!
 Я тебя не трону.
 И коль угодно,
 На плетень
 Садись по птичьему закону.
Закон вращенья в мире есть,
 Он — отношенье
 Средь живущих.
 Коль ты с людьми единой кущи, —
 Имеешь право
 Лечь и сесть.
Привет тебе,
 Мой бедный клен!
 Прости, что я тебя обидел.
 Твоя одежда в рваном виде,
 Но будешь
 Новой наделён.
Без ордера тебе апрель
 Зеленую отпустит шапку,
 И тихо
 В нежную охапку
 Тебя обнимет повитель.
И выйдет девушка к тебе,
 Водой окатит из колодца,
 Чтобы в суровом октябре
 Ты мог с метелями бороться.
А ночью
 Выплывет луна.
 Ее не слопали собаки:
 Она была лишь не видна
 Из-за людской
 Кровавой драки.
Но драка кончилась…
 И вот —
 Она своим лимонным светом
 Деревьям, в зелень разодетым,
 Сиянье звучное
 Польёт.
Так пей же, грудь моя,
 Весну!
 Волнуйся новыми
 Стихами!
 Я нынче, отходя ко сну,
 Не поругаюсь
 С петухами.
Земля, земля!
 Ты не металл, —
 Металл ведь
 Не пускает почку.
 Достаточно попасть
 На строчку,
 И вдруг —
 Понятен «Капитал».
Анализ стихотворения «Весна» Есенина
«Весна» Сергея Александровича Есенина – сочетание убийственной иронии и теплой лирической ноты.
Стихотворение написано в конце 1924 года. Поэту исполнилось 29 лет, его талант давно неоспорим, а новые книги неизменно вызывают интерес читающей публики. Поэт много путешествует, в том числе, по Кавказу. По жанру – элегия, философская лирика, рифмовка сложная, смешанная, в том числе – перекрестная, 12 разнородных строф. Стихотворение написано в зимнем Батуме. Начинает поэт бодро, чуть дурашливо: припадок кончен. «Капитал» К. Маркса расставил все по местам, жизнь теперь широко и привольно расстилается перед ним. Впрочем, в этой книге таких слов дотошные исследователи не нашли. А вот в переписке К. Маркса и впрямь утверждалось, что поэты – натуры чувствительные и нуждаются в похвалах. Во второй строфе лирический герой смеется над всякой романтической чепухой вроде черной тоски, безысходности, приближении конца. «Хоть чертом вой»: в такую метель поэт попал в реальности. Даже грохот кулаков «утопленника голого» в дверь в не майскую, но все же ночь – и тот не в силах победить здоровый скептицизм поэта. Теперь он, что называется, «товарищ бодрый и веселый». «Гнилых нечего жалеть» (метафора): местоимение «нам» подчеркивает солидарность автора с прогрессивным социалистическим взглядом на человека.
Следом герой приветствует столь же жизнерадостную, как и он сам, птичку. «По птичьему закону»: все в мире упорядоченно и продуманно, это даже птицы знают. «Закон вращенья», однако, он понимает по-своему, как момент единства, общности целей. Если человек не попутчик, а свой – «имеешь право лечь и сесть». Даже растрепанному клену он не прощает иррациональных замашек. Ну, пусть зима и вид дерева непригляден, весной по вечному закону смены времен года – «одеждой будешь наделен». Упоминаемая «повитель» — род вьюнка, повилики. Неожиданное утверждение о луне: ее не слопали собаки. Впрочем, именно воющие собаки (да волки) – самые преданные созерцатели этого светила. «Людской кровавой драки»: чувствуется болезненность темы. Многое здесь имеется в виду: и Гражданская война, и насаждение в крестьянстве нового уклада. И над всем этим – не менее преданная созерцательница дел человеческих – луна. В повелительном наклонении герой обращается к самому себе, желая встряхнуться: «пей весну!» Этой ночью бессоннице вход воспрещен, петухов ругать будет не за что. В финале апострофа (обращение) к Земле, торжествующей каждой весной, гармонию которой алгеброй точно не поверить. В такие моменты, пожалуй, и скучный поэту «Капитал» вдруг нет-нет да и предложит понятную сердцу простую мысль. Звукоподражание: тинь-тинь. Парентеза: синица, бедный клен (кстати, герой тринадцати стихов поэта, по подсчетам энтузиастов). Эпитеты: лимонным светом, нежную охапку. Ряд олицетворений, повторов, сравнений.
В стихотворении «Весна» С. Есенин примиряется с миром, людьми и самим собой.


 (17 оценок, среднее: 4,12 из 5)
 (17 оценок, среднее: 4,12 из 5)