Жизнь входит в берега.
 Села давнишний житель,
 Я вспоминаю то,
 Что видел я в краю.
 Стихи мои,
 Спокойно расскажите
 Про жизнь мою.
Изба крестьянская.
 Хомутный запах дегтя,
 Божница старая,
 Лампады кроткий свет.
 Как хорошо,
 Что я сберег те
 Все ощущенья детских лет.
Под окнами
 Костер метели белой.
 Мне девять лет.
 Лежанка, бабка, кот…
 И бабка что-то грустное,
 Степное пела,
 Порой зевая
 И крестя свой рот.
Метель ревела.
 Под оконцем
 Как будто бы плясали мертвецы.
 Тогда империя
 Вела войну с японцем,
 И всем далекие
 Мерещились кресты.
Тогда не знал я
 Черных дел России.
 Не знал, зачем
 И почему война.
 Рязанские поля,
 Где мужики косили,
 Где сеяли свой хлеб,
 Была моя страна.
Я помню только то,
 Что мужики роптали,
 Бранились в черта,
 В Бога и в царя.
 Но им в ответ
 Лишь улыбались дали
 Да наша жидкая
 Лимонная заря.
Тогда впервые
 С рифмой я схлестнулся.
 От сонма чувств
 Вскружилась голова.
 И я сказал:
 Коль этот зуд проснулся,
 Всю душу выплещу в слова.
Года далекие,
 Теперь вы как в тумане.
 И помню, дед мне
 С грустью говорил:
 “Пустое дело…
 Ну, а если тянет —
 Пиши про рожь,
 Но больше про кобыл”.
Тогда в мозгу,
 Влеченьем к музе сжатом,
 Текли мечтанья
 В тайной тишине,
 Что буду я
 Известным и богатым
 И будет памятник
 Стоять в Рязани мне.
В пятнадцать лет
 Взлюбил я до печенок
 И сладко думал,
 Лишь уединюсь,
 Что я на этой
 Лучшей из девчонок,
 Достигнув возраста, женюсь.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Года текли.
 Года меняют лица —
 Другой на них
 Ложится свет.
 Мечтатель сельский —
 Я в столице
 Стал первокласснейший поэт.
И, заболев
 Писательскою скукой,
 Пошел скитаться я
 Средь разных стран,
 Не веря встречам,
 Не томясь разлукой,
 Считая мир весь за обман.
Тогда я понял,
 Что такое Русь.
 Я понял, что такое слава.
 И потому мне
 В душу грусть
 Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт,
 Что я поэт!..
 И без меня в достатке дряни.
 Пускай я сдохну,
 Только……
 Нет,
 Не ставьте памятник в Рязани!
Россия… Царщина…
 Тоска…
 И снисходительность дворянства.
 Ну что ж!
 Так принимай, Москва,
 Отчаянное хулиганство.
Посмотрим —
 Кто кого возьмет!
 И вот в стихах моих
 Забила
 В салонный вылощенный
 Сброд
 Мочой рязанская кобыла.
Не нравится?
 Да, вы правы —
 Привычка к Лориган
 И к розам…
 Но этот хлеб,
 Что жрете вы,—
 Ведь мы его того-с…
 Навозом…
Еще прошли года.
 В годах такое было,
 О чем в словах
 Всего не рассказать:
 На смену царщине
 С величественной силой
 Рабочая предстала рать.
Устав таскаться
 По чужим пределам,
 Вернулся я
 В родимый дом.
 Зеленокосая,
 В юбчонке белой
 Стоит береза над прудом.
Уж и береза!
 Чудная… А груди…
 Таких грудей
 У женщин не найдешь.
 С полей обрызганные солнцем
 Люди
 Везут навстречу мне
 В телегах рожь.
Им не узнать меня,
 Я им прохожий.
 Но вот проходит
 Баба, не взглянув.
 Какой-то ток
 Невыразимой дрожи
 Я чувствую во всю спину.
Ужель она?
 Ужели не узнала?
 Ну и пускай,
 Пускай себе пройдет…
 И без меня ей
 Горечи немало —
 Недаром лег
 Страдальчески так рот.
По вечерам,
 Надвинув ниже кепи,
 Чтобы не выдать
 Холода очей,—
 Хожу смотреть я
 Скошенные степи
 И слушать,
 Как звенит ручей.
Ну что же?
 Молодость прошла!
 Пора приняться мне
 За дело,
 Чтоб озорливая душа
 Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
 Меня наполнит
 Новой силой,
 Как раньше
 К славе привела
 Родная русская кобыла.
Анализ стихотворения «Мой путь» Есенина
Последний год жизни для поэта Сергея Александровича Есенина был очень плодотворным в плане творчества. Одной из попыток осмыслить свое место в жизни и литературе является стихотворение-размышление «Мой путь».
Стихотворение написано в 1925 году. Поэту 30 лет, он считает, что пришло время оглянуться назад и даже подвести итоги.
По жанру — исповедь, философская лирика, по размеру — ямб со смешанной рифмой, 25 строф с разным количеством строк. Рифмы открытые, закрытые, женские и мужские. Лирический герой — сам С. Есенин, но иногда он говорит от имени крестьян («хлеб, что жрете вы, — ведь мы его того-с… навозом»), хотя ему лично растить хлеб и не довелось. Композиция многочастная, последовательно излагающая жизненный путь героя.
Стихотворение в духе реализма, имажинизма. Вехами становятся, казалось бы, не очень значительные воспоминания из детства, юности. Свою биографию он предлагает искать в стихах. Его цель — впустить в поэзию, автобиографию повседневность. Начинает он с описания рязанского детства. Картины мирные: ничего не меняется, мальчику Сереже в 9 лет даже скучно, наверно. «Тогда не знал я черных дел России», «царщина», «снисходительность дворянства», «салонный вылощенный сброд» — вот и все, что молодой поэт может сказать о тогдашней Российской империи, о жизни в которой И. Бунин в 1920 году писал, что надо было ценить всю эту «мощь, сложность, богатство, счастье». Потом «с величественной силой рабочая предстала рать». И что-то изменилось, ушло, исчез тот вроде бы скучный уклад. «Иная жизнь села», где поэту не оказалось места. Он тут всего лишь «прохожий», более того, в стихах «Русь Советская» он пишет, что здесь как «иностранец».
Последняя бравурная строка «пусть меня наполнит новой силой» разошлась у С. Есенина с делом: в этот год он свел счеты с жизнью. Юношеской мечты о памятнике себе он стал стыдиться: и без меня в достатке дряни. «Я понял, что такое Русь, что такое слава». Как он писал в стихах «Пускай ты выпита другим»: о возраст осени! Он мне дороже юности и лета. Появляются в стихотворении и образ березы, и образы сельчан.
Лексика разговорная, самая выразительная, по мнению С. Есенина. Есть целые афористичные строфы, визитная карточка поэта: 9, 10, 11 и другие. Эпитеты: кроткий, лимонная, первокласснейший, зеленокосая. Олицетворения: стихи расскажите, метель ревела, улыбались дали. Сравнение: грусть, как отрава. Метафора: в стихах забила мочой кобыла. Восклицания, многоточия, вопросы переполняют это произведение.
Стихотворение «Мой путь» — зарисовка с натуры с русской действительности 1920-х годов. С. Есенин, приветствуя перемены, не видит в новой жизни места для себя и своей поэзии.


 (8 оценок, среднее: 4,38 из 5)
 (8 оценок, среднее: 4,38 из 5)
Откровенно и понятно о чем хочет написать поэт. Есенин как- будто беседует с нами о своей жизни, кажется, что не прошло столько лет с его смерти, так близко и доступно.