Из тварей всех, в земле и на земле живущих,
 И зрячих и слепых, безгласных и поющих,
 Которые ползут и ходят на ногах,
 Летают в воздухе и плавают в водах,
 От Лимы до Москвы, от Темзы до Терека —
 Нет твари ни одной глупее человека.
 «Как, — спросят вдруг меня, — червяк, и муравей,
 И насекомое, чуть зримо для очей,
 Едва ль живущее, — умнее человека?»
 Так точно. Разве ум зависит наш от века?
 Я вижу, изумлен, смущен, профессор мой,
 Качаешь ты своей ученой головой.
 «В природе человек верховный повелитель, —
 Ты говоришь, — весь мир его страстям служитель.
 Ему леса, луга, и горы, и моря,
 И все животные в нем признают царя,
 И разум свыше дан ему лишь в достоянье».
 Профессор мой, ты прав: рассудком обладанье
 Единый человек стяжал в природе всей,
 И потому-то он из тварей всех глупей.
 «Такие выходки в сатире лишь годятся
 И могут рассмешить, кто хочет рассмеяться, —
 Ты говоришь, — но мне их должно доказать,
 Взойди на кафедру, изволь мне отвечать».
 Что мудрость! — власть ума над чувствами, страстями,
 Спокойствие души, испытанной бедами,
 Неизменяемость чувств, мыслей, правил, дел.
 Кто ж менее людей сей дар благий имел?
 Все лето муравей проводит за трудами,
 Наполнить закром свой старается плодами:
 Когда ж дохнет борей, повеет зимний хлад,
 Спокойный муравей запасами богат,
 Смеется под землей метелей зимних вою
 И ест, что собрано им летнею порою.
 Видал ли муравья, скажи, профессор мой,
 Весной ленивого, прилежного — зимой?
 А человек? Сие разумное творенье
 Когда о будущем имеет попеченье?
 В дни лета красного свой не исправя кров,
 Не он ли, голоден, зимой дрожит без дров?
 И в мыслях, и в делах, и в чувствах до могилы
 Непостоянен он, как ветер легкокрылый!
 Его рассудок — раб, игралище страстей,
 Бессилен вырваться из чувственных сетей;
 А сердце слабое — челнок на океане
 Средь бурь, без кормчего, сомнения в тумане.
 Он вмиг и добр и зол, и весел и сердит;
 Что хвалит поутру, то к вечеру бранит:
 Как мотылек летит с цветка к другому цвету,
 Кружится человек, меняя цель, по свету.
 В желаниях отчет не может дать себе
 И — за худой успех пеняет злой судьбе.
 «Как? мне? сковать мой век супружества цепями
 С кокеткой, женщиной? стать наряду с глупцами?
 Быть притчей в обществе, насмешкам жертвой злым?» —
 Так говорил наш граф приятелям своим;
 Но месяц не прошел, и вот уж две недели,
 Как брачное ярмо на хвастуна надели.
 Примерным мужем став, уверен всей душой,
 Что обладает он вернейшею женой,
 Что, к удивлению всего земного круга!..
 Родилась для него примерная супруга.
Таков-то человек: не верен он себе,
 Сегодня лучший друг, а завтра — враг тебе;
 Переменяет мысль, желания по моде,
 И плачет, и поет, и пляшет — по погоде.
 Что легкомыслен он и ветрен, знаешь сам;
 Он предан собственным обманчивым мечтам,
 Ты знаешь, и — зовешь его царем творенья!
 Но кто ж, ты говоришь, имеет в том сомненье?
 Я сомневаюсь, да! и льщусь вам доказать:
 Извольте выслушать. Не станем разбирать:
 Когда бы ты в лесу с медведем повстречался,
 Который бы из вас скорее испугался
 И по указам ли нубийских пастухов
 Терзают Ливию стада барканских львов?
 А спросим — этот царь над тварию земною,
 Сколь многих он владык имеет над собою?
 Гнев, скупость и любовь, тщеславие и страх
 Содержат ум его, как узника в цепях!
 Едва покойный сон глаза его смыкает,
 Как скупость говорит: — Вставай, уже светает, —
 Оставь меня. — Вставай! Пора, сбирайся в путь. —
 Хоть час один… — Нет, нет, готов в минуту будь. —
 Помилуй, да куда? — В Ямайку плыть за ромом,
 Потом в Японию за амброй и фарфором. —
 К чему богатства мне? Я потерял им счет. —
 Глупец! богатства кто излишними зовет?
 Приобретая их, и знать не должно меры,
 Ни жизни не щадить, ни совести, ни веры:
 На голых спать досках, почти не есть, не пить,
 За денежку себя позволить удавить. —
 Но для чего, скажи, такое сбереженье?—
 Не знаешь? Для того, чтоб все твое именье.
 На диво промотал наследник пышный твой
 И занял бы столиц внимание собой… —
 Что делать?— Плыть скорей, матросы уж готовы…
Все скажут: человек один из всех скотов
 Живет средь общества обширных городов;
 Он ввел приличия, полезные обряды,
 Любезность нравов, вкус, веселости, наряды;
 Поставил над собой законы и царей,
 Завел полицию, судилища, судей…
 Конечно, нет в лесах полиции устава,
 И неизвестна там судебная расправа;
 Для дел бессовестных — нет совестных судов,
 Лисиц-секретарей, исправников-волков;
 Не размежеваны бесспорные владенья,
 Нет межевых контор запутывать именья;
 Не ездит земский суд с указом на разбой,
 Чтоб собственность отнять законною рукой.
 Нет формы и суда, и нет формальных споров;
 Нет исков, нет тюрьмы, нет стряпчих, прокуроров;
 Нет департаментов ни горных, ни лесных,
 Приказной саранчи не слыхано у них;
 Невинных барышей — нет и по винной части,
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 Но между зайцами видал ли кто воров?
 Но волки грабят ли когда-нибудь волков?
 Бывало ль, замыслов своих для исполненья
 Другими жертвуя — себя для возвышенья,
 Чтоб тигр Гиркании крамолой возмущал,
 Чтобы медведь когда с медведем воевал?
 И лев противу льва, отец противу сына
 Сражался ли когда за выбор властелина?
 И лютый зверь свой вид в другом животном чтит
 И ярость, зря себе подобного, смирит!
 Как братья твари все живут между собою;
 Ни злата, ни честей не мучатся алчбою,
 Ни гнусной завистью; у них нет тяжеб, ссор;
 Друг друга не теснят, и всякому простор;
 А мы? за горсть травы — прошенье исковое;
 Безделки стоит вещь, а мы заплатим втрое.
 Да что — к безделке сей придравшись, наконец
 Отнимут, чем владел и дед твой и отец.
 Кто нажил взятками кровавое именье,
 Тот в славе, в почестях и у людей в почтенье;
 Служить — уж значит красть; а кто не мыслит так —
 По мненью общему, конечно, тот дурак;
 А мы, разумные, в неистовстве разврата
 Щадим ли ближнего, иль друга, или брата?
 Пороки гнусные себе мы ставим в честь.
 Тот славится, что мог он много пить и есть;
 Тот картами своих друзей был разоритель;
 Тот честных жен, девиц счастливый обольститель;
 А этот дуэлист, славнее всех других:
 На поединках он зарезал семерых;
 Но мало! человек с чертовским ухищреньем
 Не занят ли всегда подобным истребленьем?
 Он порох изобрел, железо изострил;
 Вдруг тысячи губить науку сотворил.
«Потише, говоришь, к чему так горячиться?
 Имеем страсти мы, в том всякий согласится,
 Подобно иногда волнению морей;
 Но добродетели малейшие людей
 Вознаграждают их все слабости, пороки.
 Скажи: не их ли ум и смелый и высокий
 Измерил небеса, нашел пути планет,
 На утлом челноке кругом объехал свет,
 Обширным знанием объемля и пучины,
 Проник природы ход, явления, причины?
 Ужели мы и сим не превзошли скотов?
 Цветут ли, как у нас, в глуши твоих лесов
 И академии и университеты,
 И выпускают ли ученых факультеты
 Поэтов, химиков, юристов, докторов?»
 Нет, доктор ни один не отравлял лесов
 Своей убийственной и дерзкою наукой,
 И без болезней жизнь зверей — тому порукой:
 Не мучатся они над путаницей прав;
 Природы таинства, природы не познав,
 Проникнуть не хотят; и в гордости свободной
 Не силятся они забыть язык природной.
 Пустыми бреднями, набором пышных слов
 Не затмевается врожденный свет умов…
 Но это в сторону. Оставя древних мненья,
 Что наши знания едва ль не заблужденья,
 Я сам спрошу тебя: в наш просвещенный век
 Где ж по учености ценится человек?..
 «Когда желаешь быть в больших чинах, в почтенье
 (Родитель говорит сынку нравоученье,
 Который выходить из детских начал лет),
 Последуй мне во всем, прими ты мой совет.
 Во-первых: книги брось и школьное ученье;
 Науки сущий вздор, знай только умноженье;
 В нем заключается премудрость всех наук.
 Спеши не торопясь, всего не можно вдруг;
 Но всякий день и час — приобретать старайся.
 Бессильного — дави, пред сильным — пресмыкайся.
 На помощь призови: обманы, подлость, ложь,
 Прижимки, воровство, подлоги и грабеж.
 Богатство наживать — все средства благородны.
 Честные бедняки к чему на свете годны?
 Поверь, мой сын, когда ты будешь богачом,
 Толпою набегут ученые в твой дом,
 Хоть не бывали ввек они с тобой знакомы:
 Артисты, физики, поэты, астрономы
 Превознесут тебя напыщенной хвалой
 И к Цезарю причтут ближайшею родней.
 Тебе припишутся огромные творенья;
 Ты будешь фаросом наук и просвещенья!
 Знаток изящного, хоть сам тому не рад,
 И грамоте не знав, ты будешь Меценат!
 Богач имеет все: познания, свободу,
 Чины, любезность, ум, достоинства, породу;
 Он знатными — почтен, прелестными — любим;
 Честь строгая — как воск растает перед ним;
 Свет полон для него друзьями и родными —
 Все отпирается ключами золотыми.
 Богатство — дурноте даст прелесть красоты,
 А бедность — красоте ужасные черты!..»
 Вот так-то облечен родительскою властью,
 Сыночку батюшка путь открывает к счастью,
 Которого всегда скорей достигнет тот,
 Кто пальцам на руках едва ли знает счет!
 Итак, трудись теперь, профессор мой почтенный!
 Копти над книгами, и день и ночь согбенный,
 Пролей на знания людские новый свет,
 Пиши творения высокие, поэт,
 И жди — чтоб мелочей какой-нибудь издатель,
 Любимцев публики бессовестный ласкатель,
 Который разуметь язык недавно стал —
 Подкупленным пером тебя везде марал;
 Конечно, для него довольно и презренья…
 Холодность публики — вот камень преткновенья,
 Вот бич учености, талантов и трудов!
 Положим, перенесть ты и его готов:
 Переплетя свои творения сафьяном,
 С поклоном явишься пред счастливым болваном,
 Который, на тебя с презреньем посмотря,
 Движеньем головы едва благодаря
 И даже ласковым не удостоя словом,
 Заговорит с другим — о балансере новом…
 Вот тут-то в бешенство придет нрав тихий твой,
 И согласишься ты на мой совет благой,
 Хоть будет он тогда немного и не в пору:
 Проститься с музами и сесть скорей в контору
 К банкиру иль к кому из знатных…
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Осел, не к пению природой сотворенный,
 Определению покорствует смиренно
 И диким голосом не гонит из лесов
 Прелестныя весны пленительных певцов.
 Осел без разума, а действует, как должно;
 Мы им озарены и вечно судим ложно;
 Противу склонностей природных восстаем,
 И потому успеть не можем мы ни в чем;
 В поступках наших нет ни цели, ни причины:
 Иль глупо искренни, иль носим век личины;
 Иль хвалим без ума, иль без толку браним;
 Сегодня выстроим, а завтра разорим.
 Лев, тигр или медведь, хотя без просвещенья,
 Страшатся ль собственной мечты воображенья?
 Имеют ли в году несчастливые дни,
 Числа тринадцати боятся ли они?
 От встреч дурных не ждут несчастного успеха,
 И понедельник им в делах их не помеха;
 Видал ли кто в лесах, чтоб полусгнивший пень,
 Колени преклоня, боготворил олень,
 Когда кто из зверей как бога обожал
 Обтесанный болван иль сплавленный металл?
 А мы каких скотов в числе богов не чтили?
 Мы кошек, обезьян, быков боготворили.
 Народы славные на нильских берегах
 Пред крокодилами не падали ль во прах?
 «К чему, — ты скажешь мне, — столь гнусные примеры?
 Лжебоги египтян, постыдные их веры?
 Ты хочешь доказать набором дерзких слов,
 Что человек глупей бессмысленных скотов,
 Что будто бы осел — профессора умнее…
 Осел, который всех животных уж глупее,
 Которого одно названье значит брань…
 Ты можешь рассуждать, браниться перестань».
 Напрасно ты осла так много унижаешь
 И имя честное его за брань считаешь;
 Хотя смеемся мы большим его ушам,
 Но если б как-нибудь заговорил он сам?
 Смотря на наши все дурачества, пороки —
 Какие бы он мог наговорить уроки!
 Когда ж бы заглянул еще в столицу к нам,
 Чего б, профессор мой, он не увидел там?
 Глядя на пестрые, смешные одеянья,
 Услыша плач, и смех, и песни, и рыданья,
 И громы музыки, и пенье похорон,
 Ученье, и пальбу, и колокольный звон,
 Услыша, как в глаза один другого хвалит
 И третьему его ж — поносит и бесславит,
 Увидя меж купцов не торг, а плутовство,
 В одежде нищенской обман и воровство,
 Увидя скачущих к больным, со смертью рядом,
 Убийц морить людей позволенным обрядом?
 За ними же купцы с атласом и парчой,
 И нищие, <и поп>, и мастер гробовой;
 Увидя, как ведут к суду воришку — воры
 Выслушивать воров важнейших приговоры;
 Увидя грабежи и частных и квартальных,
 Денной разбой в судах, в палатах у приказных —
 Осел от ужаса не мог найти бы слов.
 По справедливости вдруг ставши мизантропом,
 Сказал бы нам, как он говаривал с Езопом:
 «Благодарю творца, что я в числе скотов!
 Божусь, что человек глупее нас, ослов!»

