Луцилия приветствует Сенека!
 Ты хочешь знать — что значат существа:
 Разумность, справедливость? Или греки
 Их выдумали? Это — лишь слова?
В них следует признать одушевленность?-
 Пустые упражнения ума…
 Я это говорю определенно,
 Но, поясню, как нужно понимать…
Рассмотрим для начала добродетель:
 Она есть состояние души,
 А, значит (это знают даже дети) —
 Нельзя одушевленность отрешить.
Одушевленность всякого искусства
 Никто из нас не станет отрицать.
 Бушуют в нас разрозненные чувства,
 У каждого — не менее, чем …дцать.
И, если чувство существом считаем,
 То ровно столько в нас живет существ,
 И каждый, как планета, обитаем…
 Движенья чувств — читай: обмен веществ?
Я — человек, и существо живое,
 Но, тело обитания — одно…
 Никто не скажет мне, что нас в нем двое,
 Пока не выпьет в доме все вино!
Любой предмет считается отдельно,
 Раз он самостоятельный предмет.
 (Надеюсь, это ясно всем предельно)
 Одна душа во мне, а больше — нет.
Я говорил, что думаю иначе…
 В страстях, пороках — тоже есть душа?
 Тогда — и в слове, в мыслях, даже в плаче?-
 Не так проблему следует решать.
Мы видим в добродетельности много
 Различных чувств, основа их — душа.
 Без добродетели — прожить не могут?_
 Как, уместившись, ей не помешать?!
«Нет, эти чувства — словно части тела.»-
 Как «головы у гидры» — у души?
 И каждое творит, что захотело?
 Что — страшно?!- А меня — уже смешит…
Взять справедливость: да, она полезна:
 С ней всякий поступает хорошо.
 Но «существа» названье — слишком лестно,
 Все наши чувства движимы душой.
До самой смерти, кто рожден собакой,
 Не превратится в лошадь и свинью.
 Хоть чувства в нас меняются, однако,
 Одной душой — все чувства сознают.
Душа никак не может поделиться,
 Принадлежа различным существам!
 (Я, право, начинаю веселиться,
 О глупостях рассказывая вам).
Уместно здесь скорей негодованье,
 Чем спор. Возьми два разных существа:
 Они различны только лишь названьем? —
 Нет, суть отлична — разница в словах.
Воистину: велик умом Создатель!
 При множестве разрозненных вещей,
 Сумел им всем отличия придать Он,
 Избегнув повторения вообще.
Лишь, если существо одушевленно,
 Оно способно действовать само.
 Не добродетель,- человек, с пеленок,
 Воздействует на мир своим умом.
Любое существо, от ощущений —
 Приходит к побуждению, затем —
 К согласию. Простой пример движений —
 Согласное явленье душ и тел.
А разум — разве может дать согласье
 Себе на то, чтоб выйти погулять?
 (Хотя, встречал… без разума, но, к счастью,
 Их, часто удается исцелять.)
Одушевленность признавая в благе,
 Придем к забавным выводам спеша:
 Коль благо — это мужество под флагом,
 Не в флаге ли скрывается душа?!
Себя пощекочу еще, потешу,
 (Как глупость тянет — только приступить!):
 Земному существу нужна одежа?-
 Тогда и справедливость — хочет пить?
Затем определиться нужно с формой,
 Вместившей добродетель или зло.
 Пусть круглое — Божественному норма:
 Добро — как шар, а зло — рога козлов?
Позволь мне перестать «жевать мочало»,
 Еще Хрисипп явил ума пример:
 Отверг «руководящее начало»
 (Предписанное мерой всяких мер).
Коль человек талантлив — изваянье
 Способен сделать, песни сочинять…
 Душа — одна, но может состоянье
 Согласно добродетелям менять.
Вопрос закрыт. И, не прими в обиду:
 Душа в стихах не может выступать.
 Иначе мы признаем Энеиду
 Твореньем круглым…о шести стопах…
Представь себе таких существ обличья,
 Как силлогизмы или солецизм…
 «О, глупости унылое величье!
 Где в мыслях — блуд, там в слове — онанизм.»
Учи меня не на словах, на деле:
 Как храбрым стать, как крепость чвств создать?
 Чтоб выстрелов угрозы не задели,
 Чтоб силы, в моей немощи, придать.
Фортуна может собственным оружьем
 И вознести, и казни предавать…
 Воитель Александр, утратив дружбу,
 Великий смысл ей начал придавать.
Какими заблужденьями одержан
 Он был в завоеваниях земель!
 Власть — в той душе, что тело в рамках держит,
 А не в приказах властных пустомель.
Учи меня: священна справедливость!
 Учи: забыть тщеславие, молву!
 Чтоб безвозмездность жертвы опалила
 Мне душу ярким светом наяву!
Не «по награде» принимай решенье:
 Пусть ищут славы толпы шулеров…
 Будь справедлив — готовься к поношенью!
 (Для мудрого — не в тягость.)
 Будь здоров.

