Луцилия приветствует Сенека!
 Я поделил с болезнью целый день:
 С утра она чинила мне помехи,
 Так, что не мог на кресле усидеть.
Потом писал, затем друзья явились,
 В беседе я провел остаток дня.
 Перескажу, о чем не сговорились.
 Кого поддержишь: их или меня?
Причина и материя — начала
 Всего в природе (стоиков девиз).
 Материя без разума скучала б,
 Но разум ею вертит вверх и вниз.
Искусство — в подражании природе.
 Вот статуя: материя видна
 (к примеру — бронза), но, подобно розе,
 Художником ей форма придана.
Считает стоик: есть одна причина
 Того, что может вещи создавать.
 Но Аристотель все делил по чину,
 Насчитывал их… три, четыре, пять?
Во-первых — «из чего» само изделье,
 Второе — «кто» изделие создал,
 На третье — форма, что назвал он «эйдос»,
 Четвертое — «намеренья» штурвал.
Я поясню: во-первых — это бронза,
 Второе — сам художник (он — творец),
 И третье — форма (и названье — роза),
 Намеренье рассмотрим под конец:
Зачем художник взялся за работу?-
 Коль по заказу — след ведет к деньгам,
 Искал в работе славы и почета?
 Иль, веруя, торил дорогу в храм?
Платон добавил пятую причину:
 «Идея», или, проще — образец.
 В уме представив истины личину,
 Художник поднимает свой резец.
Итак, нам пять причин даны Платоном:
 «То, из чего», «то, кем», «то — внешний вид»,
 «Подобие чего» (сдержите стоны),
 И «то, ради чего»… Готов развить:
Все то же, по Платону, у вселенной:
 Материя — основа, Бог — творец,
 И форма — как порядок неизменный,
 Подобие — от Бога образец.
Ты спросишь: Что в намереньях у Бога?
 Одно: «Кто добр, тот всем творит добро».
 Хотя, в иных душа живет убого,
 Им нужен хлеб, вино и серебро.
Платон и Аристотель слишком много,
 Иль слишком мало дали нам причин…
 И время, и пространство, если строго,
 Нужны нам, чтоб творенья получить.
Но мы-то ищем ОБЩУЮ причину,
 Простую, как материя проста…
 Она ясна — в ней Господа личина,
 Во всем, от человека до хлыста.
Что есть Господь? — Изволь, отвечу сразу
 (Пускай ханжи представят дураком):
 Он — Всеблагой и Деятельный Разум,
 Что не вместим в собрание икон.
Ты говоришь: Причина — это форма,
 Намеренье, подобья образец?
 В том — нет причин, лишь — инструмента норма,
 Как кисть, перо, напильник и резец.
Как ты рассудишь непростую тяжбу?
 Иль дело нам доследовать вернешь?
 Иль скажешь: Я не вижу в этом важность.
 Что до вселенной?- Был бы сам хорош…
Зря времени, поверь, я не теряю:
 Кто не мельчит, в идеях крепит дух,
 А он, из оболочки воспаряя,
 Провидит всей природы дивный круг.
Художник, утомив глаза работой,
 Выходит поглядеть на вольный свет.
 А мудрый, телом скованный, охотно
 У Бога хочет получить совет.
Кто Ты, Создатель?!- Тихо, нет ответа…
 Как избежал Ты хаоса погонь?
 Откуда у природы столько света?!
 Огонь ли? Или ярче, чем огонь?!
Кто не способен причаститься к небу,
 Живет не поднимая головы…
 Куда иду? Туда, где прежде не был?
 Что душу ждет? Как мне узнать?- Увы…
Зачем рожден? Чтоб быть рабом у тела?-
 Оно — лишь цепь, чем скована душа.
 Ударам — тело подставляю смело,
 Чтоб защищенный дух сумел дышать.
Союзники… но все права — за духом,
 И тело не принудит душу к злу.
 Покуда они связаны друг с другом,
 Но, захочу — союз их разрублю.
Все создано материей и Богом,
 Материя лишь следует за Ним.
 Он добр, и в Нем защита от пороков,
 Кто претерпел — тот счастлив Им одним.
Материя и Бог… Душа и тело…
 Будь худшее — для Лучшего слугой!
 Пока душа от тела не взлетела,
 Будь — так! И не ищу я путь другой.
Что смерть?- Конец? Иль душ переселенье?
 Небытие? Иль новизна миров?-
 Я не страшусь любого представленья:
 Душе не будет тесно.
 Будь здоров.

