Луцилия приветствует Сенека!
 Свободные искусства обсудить?
 Науки? Мне не нужно их опеки:
 Не могут ни помочь, ни навредить.
Как подготовить ум — вот их забота,
 Затем, чтоб не мешали — развяжись.
 Они — лишь обученье, не работа,
 Которой посвятить достойно жизнь.
Искусство потому зовут свободным,
 Что занят им свободный человек.
 Само же (доказать готов — угодно?)
 Свободы не дарует нам вовек.
Воистину свободное искусство
 Есть — мудрость, что ведет к свободе нас…
 А в прочих — отзвук чувства, дальше — пусто,
 Кто смог услышать в них свободы глас?
Неужто веришь, будто в них есть благо?
 Знай: нет порочней их учителей.
 Искусства всякий выучит и за год —
 Что дальше?- «Веселиться веселей»?
О чем хлопочет правильный грамматик?-
 Он учит предложения творить.
 Он скажет: не годится слово «матерь»,
 И лучше «мать» иль «мама» говорить.
А, если он захочет стать повыше,
 Историей займется и стихом,
 Займется тем, кто рифму плохо слышит,
 Или размер… и прочей чепухой.
Не это в нас обуздывает похоть,
 Искореняет алчность, гонит страх…
 Усердье их в толпе рождает хохот,
 У мудрых же — улыбку на устах.
Геометр, музыкант тебе помогут
 На страх и алчность наложить запрет?-
 Они и сами знать о том не могут,
 Поэтому ответ: Конечно нет!
Они нас добродетели не учат,
 Иначе все учили б одному…
 А, разнобой туманный — разум мучит,
 Из них, мой друг, не верю никому.
Гомера всяк по своему оценит:
 И стоик он, и Эпикура сын,
 Перипатетик или академик…
 Как в несовместном может быть один?
Уступим им философа-Гомера:
 Он мудрым стал, не зная о стихах.
 Давай же обучаться той же мерой
 Что он. Зачем копаться в пустяках?
Не спрашивай меня про возраст древних:
 Свободен ум от этой пустоты.
 Где был Улисс? — Блуждая в трех деревьях,
 Неужто этим озабочен ты?
Нам душу каждый день терзают бури:
 Нас красота прельщает, враг грозит,
 И настигает мщенье грозных фурий,
 И грешник, и невежда нам дерзит.
Как родину любить, жену и брата?
 Учи меня, как к честной цели плыть!
 Не к корысти, не к зависти, не к блату,
 А — к Богу устремленьями прослыть.
Была ли Пенелопа непорочна
 И знала ли, когда придет Улисс?-
 Скажи о целомудрии мне точно,
 Какое в нем есть благо, поделись.
О музыке. Ты учишь, словно классик,
 Как голоса свести в мажорный хор…
 Но, как найти в душе своей согласье?
 Как не ронять в превратностях укор?
Геометр учит, как измерить земли —
 Пусть скажет: для чего нужна земля?
 Неужто пальцы нам даны затем лишь,
 Чтоб скупости добычу исчислять.
Какая польза знать, как делят поле,
 Коль с братом поделиться я не мог?
 Все то, чему детей мы учим в школе,
 Не развивает душу…только мозг.
Ты не хозяин здесь, а поселенец:
 Пришел — уйдешь, как писано в судьбе,
 И позже, через сотню поколений,
 Немногие припомнят о тебе.
Ты вычисляешь квадратуру круга,
 Ты можешь путь меж звездами найти…
 А, можешь ли измерить душу друга?
 Как ищешь в жизни верного пути?
К чему мне знать, когда зайдет Меркурий
 И где сейчас находится Сатурн?
 И верить, что астролог, в своей дури,
 Предвидит все события котурн…
Что б ни случилось, знай, я не отчаюсь:
 Я жду всего — удачи и беды,
 И признаки их раньше замечаю,
 Чем глупый замечает их следы.
Теперь я отойду от длинных списков
 Искусств. Кого достойными найти?
 Ваятелей, борцов и живописцев?!
 Тогда, и поваров что ль отнести?
Что общего, скажи мне, со свободой
 Имеют эти, в белом, толстяки
 С душою, отощавшей без ухода
 Разумной добродетельной руки?
Не разбираю также виды спорта:
 Метание копья, езда верхом…
 Конечно, это юношей не портит,
 Но, прежде, было просто пустяком.
Когда тебя несут порывы страсти,
 Что толку — удержать коня в узде?
 Кто в гневе над собой уже не властен,
 Не может в победителях сидеть.
«Так что же, ни науки, ни искусства
 Нам ничего для жизни не дают?»-
 Дают, но добродетели в них пусто,
 Они ей лишь основу создают.
Как грамота готовит нас к науке —
 Науки в добродетель торят путь.
 Но, добродетель — не учебы муки,
 Блаженство — честно в зеркало взглянуть.
Основы философия не ищет,
 И здание возводит от земли.
 А математик, в этом смысле — нищий,
 Все их начала от других пошли.
Вот, если б шел он к истине с начала,
 Объять сумел природу и весь мир,
 О небе и душе не умолчал бы…
 То, был бы математик — мой кумир.
Рассмотрим по порядку добродетель,
 и могут ли искусства здесь помочь:
 У храбрости сознанье — ты свидетель
 Опасностей, что нужно превозмочь.
А верность есть святое наше благо,
 Ничто ее с пути не совратит
 «Жги, бей и убивай, я сяду на кол,
 Не отходя от верного пути!»
Воздержность умеряет наслажденья,
 Соразмеряя, сокращая их.
 Воспринимает их, как наважденья,
 Не приближаясь, ради них самих.
А человеколюбье запрещает
 Надменность в отношении друзей,
 И посторонних в бедах защищает,
 Не отступая Божеских стезей.
Возьми что хочешь: простоту и скромность,
 И милосердье к людям… Где тут роль
 Искусства мы могли б назвать огромной? —
 Нигде. Здесь философия — король!
«Неужто роль искусства так ничтожна?-
 Философы используют его.» —
 Коль «без чего-то» сделать невозможно,
 Не значит это — «с помощью того».
Науки путь добра не изучают,
 И нет его в ученых головах…
 Есть мудрые, что грамоты не знают,
 Ведь мудрость — в деле, а не на словах.
Да, мудрость велика и многогранна,
 Для размышлений нужен ей простор.
 Ум забивать излишним было б странно,
 Тому кто мысли к вечности простер.
Возьмем хоть время… Сколько здесь вопросов:
 А было ли хоть что-то до него?
 Оно само есть нечто, все отбросив?
 И, можно ль поворачивать его?!
Теперь — душа: Как долго обитает?
 Откуда? Какова? Куда уйдет?
 Как смерть ее на волю отпускает?
 В природе есть души круговорот?
И так во всем… Рассмотрим, что угодно —
 Обилие вещей влечет на дно…
 Всё — вон! Пусть разум твой живет свободно,
 На службе добродетели одной.
«Но, многое в науках так волшебно…
 Порой, готов читать, открывши рот…» —
 Стремиться больше знать, чем нам потребно,
 Есть тоже невоздержанности род.
Погоня за наукой и искусством —
 Удел самодовольных болтунов.
 Дидим писал всю жизнь, и что там? — Пусто…
 Хотя, четыре тысячи томов…
Читателей его я пожалел бы…
 Он описал: откуда был Гомер,
 Кто мать Энея, … Ум не уцелел бы,
 Читай я ерунду без всяких мер.
Он прозвище имел — «медноутробный»…
 Всё описал, что было (может быть)…
 Но, если б даже знал я о подобном,
 То, постарался б… поскорей забыть.
«Начитанным» считаться — стоит силы
 И времени, дороже серебра.
 Попроще звать себя я попросил бы…
 Скажите мне: «Ты — человек добра.»
К чему мне Аристарховы пометки,
 К стихам, что написал мудрец Гомер?
 В них вижу только глупости объедки,
 Для критиков грядущего пример.
Грамматик Апион прочел Гомера
 (Тщеславен и большой антисемит)
 В начале Иллиады встретил меру
 Всей книги… Пусть Гомер его простит.
Измерь свой век! И вычти нездоровье,
 Твой сон, дела… Все вычерпал до дна?
 Осталось время с доблестью коровьей
 Жевать чужую жвачку дотемна?!
Философы настолько опустились,
 Что стали свойством слога дорожить.
 И говорить так тщательно учились,
 Что разучились, «как на свете жить».
Как много зла и лжи дает нам тонкость
 Чрезмерная. Вот молвил Протагор:
 Любая вещь (обманывай ребенка)
 Сама в себе содержит сущный спор.
А Нафсифан: Что видим пред собою,
 Быть может — существует, может — нет.
 И Парменид: Все образы, гурьбою —
 Едины, в них начало и конец.
Зенон Элейский — вещи уничтожил:
 Есть бытие, вещей на свете нет.
 Мегарцы, эритрейцы (путь проложен)
 Как эхо повторяют это вслед.
Все это — чушь, похуже, чем искусства…
 Там — пользы нет, а здесь — прямой ущерб:
 Мне выколов глаза, лишают чувства
 И отнимают истину вообще.
Премудрость эта с истиной не дружит,
 От света отделяя, как покров.
 О, Господи! Свет истины мне нужен,
 Не тьма агностицизма.
 Будь здоров.

