Луцилия приветствует Сенека!
 Тебя щадил… Теперь ты попросил
 Сравненья оппонента и коллеги…
 О, Господи, позволь набраться сил!
«Разумный человек во всем умерен;
 Умерен — стоек, стоек — тверд в беде,
 Печаль не зная, лишь в себе уверен,
 Блажен.» — Так наши говорят везде…
Перипатетик скажет: Стоп, не нужно
 Все слишком уж буквально толковать:
 Ничто людское мудрому не чуждо,
 Есть в мыслях повод душу волновать.
Как понимать: «Не знающий печали?»-
 Тот, кто печалям воли не дает…
 Печали — в человеческом начале,
 В природе, как закат или восход.
Тогда мудрец — сильнее самых слабых?
 Чуть выше низких, чуть светлее тьмы?
 Воздержней потаскухи, мерзкой бабы,
 Проворнее калек или хромых?!
Так, все пороки перебрав по чину,
 В словах о мудром мы найдем лишь лесть.
 Иль только в мере зла искать причины?
 Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?!
В «бескосточковых» финиках… есть зерна,
 В отличье от обычных, не тверды.
 И зло, вначале малое, проворно
 Растет и нас доводит до беды.
Наш разум никогда страстям не равен,
 Его смывает бешеный поток
 Страстей, что пропитают до окраин
 Сознание, как в насморке платок.
Как лев, страсть — подчиняться не умеет,
 Хоть укрощен, он ловит свой момент,
 Завидя кровь, рычит и пламенеет…
 Что укротитель?- Где твой инструмент?!
Кто страстью одержим, как наважденьем,
 Не смог в себе преграду ей создать:
 Нам легче воспрепятствовать рожденью
 Пороков, чем потом их обуздать.
Пороков власть охватываете живо,
 И разум — бесполезная сума.
 «Умеренность в пороках» просто лжива,
 Как лозунг «не спеша сходить с ума».
Жестокость, скупость и неверность долгу —
 Известны с незапамятных времен.
 И потому живут они так долго,
 Что не меняют собственных имен.
Из века в век, любой из нас свидетель,
 Они — как паутины прочной нить.
 Доступна управленью добродетель,
 Пороки можно лишь искоренить.
Дурным порывам дав немного воли,
 Теряешь власть над ними навсегда:
 Наш страх растет при виде внешней боли,
 Что б разум ни твердил, все ерунда…
Кто допустил в себе рожденье страсти,
 Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот.
 Когда вещей начала неподвластны,
 Не в нашей власти также их исход…
«Он не гневлив, бывая в гневе редко…
 Он, хоть не трус, боится иногда…»
 Порок меняет душу, словно клетка,
 И, с каждым днем — видней следы вреда.
Нам академик, истины радетель,
 Оставил фразу (как ее постичь?):
 «Блаженной может стать лишь добродетель,
 Но совершенства в благе не достичь.»
Кто так считает, просто забывает:
 У Бога — добродетели пути,
 Божественного выше… не бывает,
 Поскольку выше — некуда идти.
Блаженство не разделишь на ступени,
 Блажен иль нет — другого не дано.
 Кто не блажен — раскаянья и пени…
 Светло блаженным, хоть вокруг темно…
Величина неважна, важно свойство:
 Блаженная душа всегда полна.
 Нет места в ней пороку, беспокойству…
 В ней истина пречистая одна.
«Бесстрашье храбрых — это род безумья!» —
 Для бедствий — да! Опасности — не в счет.
 Разумен трус, от страха обезумев
 В опасности, что мудрый пресечет?
«Что ж, под удар себя подставит храбрый?» —
 Ничуть! Он осторожен, не труслив.
 Не избежит — сумеет «взять за жабры»
 Опасности, себя повеселив.
Беда в одном — отдать свою свободу!
 Все прочее — лишь видимость беды:
 Плен, нищета, побои год за годом,
 Болезни утомительной следы…
Беда вредит и делает нас хуже,
 Страдание и бедность — не беда.
 Корабль в штормах накренился, и нужен
 Здесь кормчий — мастер тяжкого труда.
Перипатетик скажет: «Как и кормчим,
 Мешает буря, мудрым — нищета.» —
 В них разность целей: первым — путь закончить,
 Вторым — благого курса прямота.
А, впрочем, разве кормчий обещает
 Нам счастье? — Только правильность пути…
 От Нептуна искуссно защищая,
 И зная, что, иначе не пройти.
Труд кормчего — везти на расстоянье,
 Как труд врача — лечение больных.
 А в мудрости есть общность достоянья,
 Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным.
Пускай его гнетет необходимость —
 Он может людям пользу принести:
 Удача, оскорбленья и судимость
 Удара не способны нанести.
А, счастье и несчастье — только повод
 Явить нам добродетельность в делах.
 Ее дорога — Бога строгий повод,
 Не имя суть: Христос или Аллах.
Из кости мог ваять скульптуры Фидий,
 И бронзе мог он форму придавать…
 Да, хоть гранит — он дал бы нам увидеть
 Ту красоту, что камень мог скрывать.
Так добродетель, в славе и при деньгах
 Иль в бедности, в сенате и в строю…
 Оставит лучший след, что можно сделать.
 И в этом ее, позже, узнают.
Над хищным зверем одержать победу,
 Способен дрессировщик без багров.
 Мудрец искуссно укрощает беды,
 Внушая бедам кротость.
 Будь здоров.

