Луцилия приветствует Сенека!
 В сопровожденьи нескольких рабов,
 С Максимом на повозке (друг навеки)
 Трясемся так, что слышен стук зубов.
Тюфяк и два плаща — взамен кровати,
 Походный завтрак — горсть сушеных смокв,
 Когда есть хлеб, они закуской кстати,
 И, вместо… если хлеб найти не смог.
Мулы бредут, доказывая — живы…
 Таких повозок грубых не встречал…
 Кого-то встретим — стыд проснется лживый,
 Примета не усвоенных начал:
Меня тревожит мнение проезжих —
 Я бедности теперешней стыжусь.
 Всем тем словам, что обращал к невежам,
 В себе я адресата нахожу…
«Иной богат — имеет долг немалый,
 Прекрасный дом — на мебель взял взаймы,
 Прекрасна челядь — ссуд не отдавал он,
 А долг — залог тюрьмы или сумы.»
В дороге ест из золотой посуды,
 Под городом — земли большой надел,
 Но, беден он — все в долг… Спроси: откуда?-
 Неважно: от людей, фортуны, дел…
Катона вез обычный старый мерин,
 Еще мешки свисали с двух сторон…
 Ты б иноходцам предпочел, уверен,
 Ту лошадь, что пинал в пути Катон.
Он все предугадал и звал «обузой»
 Ту жизнь, к которой мы теперь пришли…
 Ну, хватит… Добродетельная муза,
 Зовет меня и в зное, и в пыли.
«Любое благо делает нас лучше;
 Тот музыкант, кто музыку познал.
 Хорошими не делает нас случай?-
 Так он — не благо.» — Стоик нам сказал.
Перипатетик: Сделать музыкантом
 Не может нас хороший инструмент,
 Тому, кто уродился без таланта
 И слуха… хоть всю жизнь лови момент.
Ответ ищи не в инструментов груде:
 Искусство нужно видеть Над собой.
 Скажу яснее: даже без орудий
 Способен музыкантом стать любой.
«Не благо, что способен взять презренный,
 Владеть богатством может и злодей:
 В богатстве блага нет обыкновенно,
 От денег — только жадность у людей.»
Нам скажут: «Здесь ошибка рассуждений:
 Грамматик, кормчий, повар или врач…
 Звезд не хватают, но, без заблуждений,
 В своем искусстве лучше мудрых кляч.»
Но, в их искусствах нет величья духа!
 Они не могут устремляться вверх,
 Кто муж добра, тот к счастью от разрухи
 Не мчится, это все давно отверг.
Натал (язык столь лживый и нечистый,
 что женщин очищал он своим ртом),
 При деньгах был — наследовал. Причина? —
 Порой в дерьмо уронят золотой.
Но, добродетель — много выше злата,
 Умения грамматика, врача:
 Они находят радости в оплате
 Труда, не в постижении начал.
Мошна с деньгами ничего не стоит,
 Лишь деньги, что в ней спрятаны, ценны.
 Теперь сравни: богатый или стоик —
 В ком — оболочка? В ком — портрет страны?
Лишь мудрость человека тянет к Богу,
 Зовет его в невиданный полет…
 Небесное приходит не к любому,
 И, не в любом, владельца признает.
«Из зла не зарождается благое;
 Становится богатым тот, кто скуп:
 В богатстве благанет, раз нет покоя…» —
 «У святотатства денег полон куб.»
Но, в святотатстве больше зла, чем блага:
 В нем страх, тревога покаянных мук.
 А прибыль?- Не хватает даже на год…
 А после?- Выбирай покрепче сук…
Кто в святотатстве благо утверждает —
 Чудовище. Живущие в грехе,
 За крупный грех триумфом награждают,
 Наказывая грех… по чепухе.
Как смоквы не родятся от оливы,
 Так в зле — не отыскать добра следы.
 Нас прибыль в зле не делает счастливым,
 Но, жди втройне впоследствии беды.
«Когда к беде влечет желанья жажда,
 Предмет его — не благо. Кто бежит
 За деньгами, в беде уже, как дважды…
 Богатый — над сокровищем дрожит.»
Нам говорят: Погоня за богатством
 Опасна… Разве в нем лишь духа тлен?
 Вполне благонамеренная паства
 Во время шторма попадает в плен.
Не только от богатств и наслаждений
 Мы попадаем в беды по пути.
 Коль продолжать цепочку рассуждений,
 Его нельзя к удобствам отнести. —
«Нас губят глупость, подлость, святотатство…
 Не стрелы губят — лучники вольны.
 Пускай тебе вредят из-за богатства,
 В самом богатстве не найти вины.»
Но, Посидоний отвечает лучше:
 «Хоть обладанье золотом не зло,
 Но подстрекает к злу, лишь дайте случай.»
 Богат — не зол? — Считай, что повезло…
Наш звон монет в других рождает зависть,
 А в нас — высокомерие, снобизм.
 «Богатство — самый трудный душ экзамен.»
 (Не правда ли, сойдет за афоризм?)
А благо нас никак не будоражит
 Не развращает душу, тянет ввысь,
 Надменность не внушает нам, и, даже —
 Лелеет скромность в тех, кто поднялись,
Уверенность дает и сень покоя.
 В богатстве — только наглость ты найдешь,
 А наглого ночами беспокоит
 Величья своего… пустая ложь.
Богатство представляет образ блага,
 И многих побуждает поспешить…
 А добродетель, хоть бедна и нага,
 Но, делится… величием души.
«Что не дает величья одиноким,
 Их делая надменней и наглей —
 Есть зло. А случай — гонит их к пороку,
 Случайного не жди и не жалей.»
«Так что ж, богатство — даже не удобно?»-
 В удобном больше пользы, чем вреда…
 А благо, оттого и бесподобно,
 Что в нем — лишь польза, раз и навсегда.
Теперь всего один софизм, но «вредный»:
 «Раз благо не растет на почве зла,
 Богатство — обирает многих бедных —
 В богатстве блага нет, ему — хула.»
Как Антипатр на это отвечает? —
 «Пустым кувшином чашу не нальешь,
 Тот беден, кто нехватку ощущает,
 Из недостачи — шубы не сошьешь.»
Что рассуждать о бедности, богатстве?
 Ведь это только тяжба о словах…
 Как бедных уберечь, как помогать им?
 И как богатым скромность прививать?
То, что одним у всех отнято было,
 Легко для всех — отнять у одного…
 Пускай такие случаи забыл он —
 Напомнить, мне не стоит ничего.
Так скажем храбро (если не по силам —
 хоть откровенно…) горстке шулеров:
 Подумайте, пока не «попросили»,
 Не хвастайте богатством.
 Будь здоров.

