Луцилия приветствует Сенека!
 Философов ученье по частям
 Ты хочешь разложить, как в картотеку?
 Великое делить привык я сам.
Нам целое — подобие вселенной,
 За раз окинуть взлядом не дано.
 И зрелищем подобным, несомненно,
 Лишь Богу любоваться суждено.
Членить ее не буду слишком дробно,
 Ведь мелочи не проще ухватить,
 Чем целое. Поделим, чтоб удобно
 Важнейшие разделы ощутить.
Чем мудрость с философией различна?
 Последняя есть «к мудрости любовь».
 Указывает способ жить прилично,
 И видеть дальше жадных рук, зубов.
«Людского и Божественного знанье» —
 Вот мудрости кратчайший образец.
 Философы наук своих призванье
 За годы перепутали вконец.
Но разница меж ними несомненна,
 Как золото и жадность — не одно:
 Хоть жадность тяготеет непременно,
 Но, золото не каждому дано…
Философ видит целью добродетель:
 Их просто невозможно разлучить.
 Скажу, и всякий стоик мне свидетель,
 Что в ней одной — всей мудрости ключи.
«Стрелок и цель?» — сравнение плохое:
 Путь в добродетель — только в ней самой.
 Тому, кто ею не обеспокоен,
 Она не открывает закромов.
Великие делили на три части:
 Об этике, природе и уме.
 Хоть многие здесь путались отчасти,
 Придумывая всяк свое взамен.
Перипатетик ввел еще «гражданство»,
 А кто-то «образ жизни» добавлял,
 Сам Эпикур, «канон» привел, как дар свой,
 Лишь этику с природой оставлял.
Хиосский Аристон одно оставил,
 И этику значительно «раздел»
 Убрав «про поведенье» своды правил,
 А, это в ней — существенный раздел.
Поскольку философия трехчастна,
 О «нравственном» поговорим сперва,
 И этику разделим на три части,
 Что стоит по отдельности назвать:
Часть первая зовется «наблюденьем»,
 Что назначает цену всех вещей.
 Вторая изучает «побужденья»,
 А третья обнажает «действий» щель.
И, если одного их трех не будет,
 Все рушится. Что пользы цену знать,
 Когда в штормах страстей тебя закрутит? —
 Ты будешь безрассудно поступать.
Что пользы — подавляя побужденья,
 Идти вперед… неведомо куда?
 Что толку — правым быть лишь в рассужденьях,
 А поступать неправедно всегда?
Противоречий в жизни нет тогда лишь,
 Когда ты поступаешь по уму,
 А разум, жизнь осмыслив, страсти давит
 Не все подряд, а, зная — почему…
Та часть, что занимается природой,
 Поделится: с телами и без тел.
 С ученьем о телах — толпа народу…
 Здесь я бы углубляться не хотел.
Часть третья изучает речь и разум.
 Риторика — ученье о словах:
 Порядок, смысл…чтоб сказанное сразу
 Усваивалось верно в головах.
Слова сравнит с предметом диалектик
 И суть вещей пытается понять.
 Пожалуй — всё, прости,прерваться легче,
 Чем все разнообразье объяснять…
Я не хочу отбить тебе охоту
 Читать и сущность писем понимать.
 Теперь пора приняться за работу,
 Взглянув на нравы, молвить: Вашу мать…
Распущенность, безбожие, упрямство,
 Безделие, бесчестия пути,
 Обжорство, глупость, зависть, алчность, пьянство —
 Когда вы соберетесь укротить?!
«Ах, сколько об одном и том же можно?!» —
 Пока не перестанете грешить!
 Лекарство, без лечения — ничтожно,
 Тем более, для алчности души.
Даст Бог, когда-нибудь… нельстивый голос
 Войдет, как спазм, в безбожные сердца:
 Живете вы по правде, хоть на волос?! —
 Так, слушайте — все вместе… до конца!
Доколе расширять предел владений?!
 Все частное — и берег и река.
 Державы покупаются за деньги,
 Но не купить рассвет и облака…
У всех озер — роскошные постройки,
 Затмят Адмиралтейскую иглу…
 Превыше гор поднялись новостройки…
 А спите в них — всегда в одном углу.
В угоду ненасытному обжорству
 Поставлены тенета и силки,
 Сама утроба не вмещает жор свой,
 Один пурген на пользу, что ни кинь.
Пиши, кричи, пусть все на свете слышат!
 Ударь в набат, рокочущий как гром!
 И сам читай и слушай то, что пишешь.
 Не «больше» знай, а — лучше!
 Будь здоров.

