Луцилия приветствует Сенека!
 Откуда честность, благо входят в нас?
 Из книг, что мы прочли в библиотеках?
 Из опыта души, что дал ей глаз?
В чем честности и блага сердцевина?
 Полезно благо: значит приложить
 Его названье к лошадям, и к винам,
 И к обуви? – Нет, низость – хуже лжи.
В чем честность?- В пониманьи чувства долга?-
 В заботе о стареющих отцах,
 В готовности покинуть дом надолго
 И биться за победу до конца?
Скажу одно: что благом называют –
 Негодно к злу! Как этого не знать…
 Ты замечал, как злоупотребляет
 Богатствами и властью наша знать?
Вернусь к вопросу: В чем источник блага
 И честности? – Природа не могла
 Нам знанье дать, чей плод для многих лаком…
 Но, семена познания дала.
Я не могу поверить, чтоб случайно,
 Вдруг… добродетель встала в полный рост!
 Лишь «ищущий обрящет» эту тайну,
 Пусть, он и «не хватает с неба звезд».
Как наши полагали, добродетель –
 Посредством «аналогии» дана.
 (Как слово появилось – не свидетель,
 Теперь же – общепринято, признай.)
Я поясню (не делая уступки
 потомкам — мы беседуем одни):
 Чем поражают смелые поступки? –
 Знак совершенства видят люди в них.
Мы преклонили перед ними главы,
 Не замечая спрятанный порок:
 Закон природы – всякий видит славу,
 Где блеск поступка он заметить смог.
Не взял Фабриций золота от Пирра:
 Он царские богатства презирал.
 Затем, предупредил отраву пира,
 И совести своей не замарал.
Не давший победить себя богатствам,
 И ядом не умевший побеждать –
 Вот в чем величье духа, образ братства,
 Что сквозь лохмотья светит, как звезда!
Сказал: Живи – моим благодеяньем
 И верностью, печалившей тебя!
 Не в золоте мне славы изваянье,
 В том, что Пирра пожалел, любя!»
Гораций (тезка знатного поэта)
 Один с врагом сражался на мосту,
 Разрушив сзади мост. (Не видев это,
 Возможно, не поверите мне тут…)
И крикнув, когда брусья затрещали:
 «Кто хочет, пусть идет моим путем!»
 Он прыгнул в реку… стрелы вслед пищали,
 Он вышел цел, с мечом, и со щитом.
Такие, и подобные деянья
 Нам образ добродетели дают.
 На фоне зла – прекрасней изваянье
 Отважного и честного в бою.
Пороки — маскируются под благо:
 Ленивый — порицает честный труд,
 Себя считая смелым… Это – наглость!
 Хоть глупому и кажется: Он – крут…
Пусть щедрым притворится расточитель:
 «Дарить» и «не беречь» — мне не равны!
 Он – собственных пороков обличитель,
 Что на прогулке потерял штаны.
Труслив перед собраньем храбрый воин:
 Он не врагов боится – площадей…
 Кто в бедности и весел, и спокоен —
 Боится поношения людей…
Такое сходство нас и заставляет:
 Не внешнее, а суть всего взирать!
 Как часто мы поступок прославляем,
 А, человека — стоит презирать!
Представь себе другого человека:
 Терпим к врагам, и добр к своим друзьям,
 Что сделает – то сделано навеки:
 И в мелочах не сыщется изъян,
Хорош не «по намеренью» — «по делу»,
 Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр,
 В нем дух — всегда царит над слабым телом,
 Порок — не нанесет ему ущерб,
Он постоянен в мыслях и поступках,
 Что начал – все доводит до конца…
 (Нарисовал я образ недоступный?-
 Но… шевельнулись слабые сердца?!)
Увидев добродетели сиянье,
 Частями примеряем на себя:
 Нам следует обуздывать желанья
 И относиться к ближнему — любя!
Забыть про страх, спокойно делать дело,
 Раздать долги, поменьше людям врать,
 Учиться жить: полжизни просвистело –
 Готовься — не готовься: умирать!
Так мы поймем: что значит жить блаженно,
 Не требуя от жизни ничего…
 Кто выбрал Сам — Голгофы униженье,
 Тому не страшен крик: Распни Его!
Пожертвовав Собой, других заставил
 Узреть Свое сияние во тьме.
 Он кротостью на путь добра наставил,
 Хотя, и чудеса творить умел.
Когда душа настолько совершенна,
 Мы говорим: в нем виден Божий дух.
 Кто видит смерть — в спокойном отрешенье,
 Тот видит жизнь — как нимба ясный круг.
В душе есть признак появленья свыше:
 Ей тесно в теле, и не страшно – вон.
 Мы от знакомых ежечасно слышим
 Их жалобы: болит со всех сторон!
Желудок, печень, сердце, голова и
 Так далее… Все плачут и скорбят:
 Нас донимают, гонят… Так бывает
 Со всеми, кто живет не у себя!
Мы рождены… в таком тщедушном теле,
 Что не понять: В чем держится душа?
 А жить в нем больше века захотели,
 Не думая о смерти и греша…
Подходим к смерти, с каждым днем — все ближе,
 Чем ближе – тем сильнее жизни страсть,
 И, каждый час, доволен ты, обижен,
 Влечет туда, где суждено упасть…
Как слеп наш ум! Не зная, что осталось,
 О смертном часе горько голосим!
 Все дни пути — добавили усталость,
 В последний день – лишь падаем без сил.
И если мы увидим в ком-то стойкость,
 Что подлинным величием полна,
 Его душе приписываем свойства,
 Которым не известна нам цена.
Все истинное – строго неизменно,
 А в ложном – краткосрочного налет.
 Есть люди, что всю жизнь попеременно,
 Срываются то в лужу, то в полет:
То им Фабриций кажется не бедным,
 То Туберон – не скромен и не строг…
 Потом — затмят Апиция обедом,
 И — Мецената превзойдут порок…
В больной душе заметны даже детям —
 Как волны, колебания ее:
 То, напоказ — нужна ей добродетель,
 То, по любви – к порокам пристает.
И – все мы таковы… Желаний смена
 Нам, видно, уготована судьбой:
 То — тянет на жену, то – на измену,
 То – быть царем, то – хуже, чем рабом,
То раздуваться в жалком самомненье,
 И ненависть от ближнего снискать…
 То рвать одежды, исторгая пени…
 И деньги – то транжирить, то искать…
Тем — безрассудство душ изобличают,
 Позорнее не знаю ничего…
 Одною ролью — мудрого венчают,
 А прочим – сто ролей на одного.
Каким ты был – таким и оставайся,
 Не будь, как флюгер — в воле всех ветров,
 В разумной похвале – не зазнавайся,
 Всегда будь узнаваем.
 Будь здоров.

