Луцилия приветствует Сенека!
 От Бога — философия и жизнь.
 Одевший философии доспехи
 Понять стремится: Как он должен жить?
Как ночи мрак пронзает солнце утром,
 Так мир от философии ясней.
 Пусть от рожденья не дана нам мудрость,
 От Бога — всем дана способность к ней.
Представь, что все бы мудрыми родились —
 К чему стремиться в суматохе дней?
 Не ценна обязательная милость,
 Трудом приобретенная ценней.
В ней труд один: отыскивая сущность
 Во всех людских, Божественных делах,
 Идти к добру сквозь тернии, и пуще:
 Не устрашиться вида грозных плах.
И учит: Бога чтить — в нем все начала.
 Нас учит: человечное любить.
 Содружество людей бы не кончалось,
 Но алчность «помогла» о нем забыть.
Ты вспомни: были первые из смертных,
 Живя во всем с природою в ладу,
 И Лучшие там правили посмертно,
 Прогнав от соплеменников беду.
Ведь подчиненье лучшему, мой милый —
 В природе и животных, и людей.
 Ведущий стадом бык — не самый хилый…
 И людям нужен Царь, а не злодей.
Там выбирали по душевным свойствам —
 И в счастьи проживали племена:
 Ведь, для царя, о ближних беспокойство
 работой было в эти времена.
Лишь мудрый мог по праву сесть на троне
 В тот век, который звали золотым…
 И дело было вовсе не в короне,
 А — в голове, без алчной пустоты.
Там слабых от сильнейших защищали,
 Учили: что полезно, а что нет.
 Не тиранию люди ощущали,
 А — добродетели волшебный свет.
Потом порок проснулся в человеке,
 И мудрые придумали закон.
 Семь мудрецов прославились в том веке,
 Афины основал мудрец Солон.
Залевк из Локры, и Ликург из Спарты,
 Катанский (что в Сицилии) Харонд…
 Сумели, без дебатов разных партий,
 Установить и право, и закон.
Пусть говорят: «Философ, на потребу,
 Науки и ремесла изобрел…»
 Ты от меня согласия не требуй:
 «Ворона гложет кость, но, не орел.»
«Философ научил жилища строить?» —
 Знак алчности в жилищах для меня.
 Так, алчность сокрушила крепость Трои
 (Через Елену, а потом… коня).
Тогда на свет явился архитектор,
 Чтоб роскошь гордый строила полог
 По вычурным немыслимым проектам,
 Включая золоченый потолок.
А раньше от дождя спасали ветки,
 Уложенные правильно на скат.
 И не боялись, что их сдует ветром…
 Теперь под белым мрамором дрожат.
Не мудрецы изделья из железа
 Изобрели и начали ковать:
 Что хитрости, наверное, полезно,
 То мудростью не стоит называть.
«Что раньше появилось: Молот? Клещи?»-
 Вопрос, не интересный для меня…
 Для мудрого не требуются вещи.
 Зачем ему себя обременять?
Кого сочтешь мудрее ты сегодня?-
 Придумавших диковинный фонтан,
 И над столом изменчивые своды?
 (Здесь фокус — поворотная плита).
Иль тех, кто показать другим способен,
 Что не нужны ни повар, ни солдат?
 Что мир для жизни создан и удобен,
 И каждый встречный дорог нам, как брат.
Необходимость тьмы забот не знает,
 А наслажденье — множество трудов.
 И шкуры лис от ветра нас спасают,
 А также, от январских холодов.
А летний зной прогнать гораздо проще:
 От древности в горах полно пещер.
 Простой навес хорош, никто не ропщет,
 Кругом найдешь достаточно вещей.
Животные легко живут в природе,
 Без знания ремесел и наук…
 А человек настолько сумасброден,
 Что сам создал хлопот несметный круг.
Пресытившись имевшимся, доступным,
 Мы алчем, повышаем цену трат.
 И с матерью-природою преступно
 Обходимся, пытаясь обобрать.
Страсть к роскоши оставила природу,
 Влечет изобретательность порок.
 Нам хочется все больше, год от года,
 Давно забыт естественный порог.
Ремесел суматоха завертелась:
 Куют, кроят, сшивают, вяжут, ткут…
 И, для чего?- Все на потребу телу,
 Что, не рабом — хозяином зовут.
Вот Посидоний: Мудрецам — дал Боже:
 Искусство ткать полотна, спрявши нить.
 Прозрачность тканей нынче не поможет
 Ни тело, ни стыдливость защитить…
Потом он переходит к землепашцам,
 Описывая пахоту земли,
 Посев и обработку…В годы наши
 Тьму нового здесь выдумать смогли.
На мельницу, и тесто в печь положим
 (Все как в природе — челюсти, слюна…)
 Не спорю, что процессы очень схожи,
 Но, в чем здесь мудрость? Мудрость не видна.
Он к мудрецам относит все и сразу:
 Одежду, хлеб и быстрый бег судов…
 Конечно, это все придумал разум,
 Но, нет в нем блага праведных следов.
Придуманное жалкими рабами,
 Что заняты подобным и теперь:
 Взять стенограммы, что облегчат память,
 Зеркал прозрачность в окна или дверь…
А мудрость — не работает руками,
 Вся суть ее — наставница души.
 Не для нее отделывают камень,
 Она лишь шепчет: Думай, не спеши…
Не мудрых труд — оружие и войны,
 Развратность танцев, музыка и пир…
 Ее ученье — сделать жизнь достойной,
 В согласии и пользе строить мир.
Нам душу от тщеславья избавляя,
 Ей стойкое величье придает,
 Обуздывая спесь, дух окрыляет,
 Поддерживает разума полет.
Нам объясняет праведный путь Бога,
 Подземных сил, и гениев, и лар,
 Огромный храм… Кто видел хоть немного,
 Тот понимает: это высший дар.
Перед духовным взором — мир великий
 откроется, стремись к нему сейчас:
 Лишь там увидишь подлинные лики,
 Которые не видит слабый глаз.
Потом она восходит к тем началам,
 Что составляют сущность всех вещей:
 И разума извечность изучает,
 И силу, что могучей наших тщет.
Затем — к душе, к телесным, бестелесным…
 К двусмысленному, в жизни и словах
 (Ведь истина и ложь слились так тесно
 В поступках, и в речах, и в головах).
Кто изобрел уменье делать своды?
 Считается: их автор — Демокрит… —
 И до него построены ворота
 С округлым верхом, тот же самый вид.
Пусть камни превращал он в изумруды,
 Он это изобрел… не как мудрец,
 Взгляни вокруг себя: умельцев груды,
 Но, в ком ты видишь мудрости венец?
Мудрец узрел божественность в природе,
 Он показал, что в жизни есть закон —
 Всеобщий, обязательный (не вроде…),
 Скрывавшийся под красками икон:
Познать богов, и им повиноваться,
 А мненьям и желаньям — цену знать.
 Счастливым быть — за счастье не цепляться,
 И властным быть — собою управлять.
Иные — отрывают мир от Бога…
 От родины оторван гражданин…
 И наслажденья им — не вид порока…
 Но, путь у добродетели один:
Он — в честности, не купленной дарами
 Людей, судьбы — все это жалкий тлен.
 Награда в том, что, если честность с нами,
 Награды не заманивают в плен.
Покуда жадность нас не разобщила,
 Союз расторгнув ради грабежа,
 Не зная мудрость, делала община —
 Что должно делать мудрости мужам!
И было ль поколение счастливей?-
 Всего хватало, много ль унесешь…
 Но, тут вмешалась жадность прихотливо:
 Кто много хочет, тот теряет все.
Пусть жадность бродит, стаптывая ноги,
 Чтоб расширять неправедный удел.
 Что б ни присвоить, овладеешь многим,
 Но, прежде… Всей Вселенной ты владел…
Сама земля была тогда богаче:
 Ее в тот век не трогали совсем.
 Скупой не прятал, видя — бедный плачет,
 Любили не себя, а каждый — всех.
Не для людей там делали оружье,
 А, против хищных, алчущих зверей.
 В убежище простом спасались в стужу,
 И были — нас спокойней и добрей.
Под штучными не спали потолками —
 Светила им сияли в вышине.
 Им заменял подушку плоский камень,
 Спалось — как не приснится вам и мне.
Никто из них природой не обижен,
 И был в природе праведный покой.
 Среди лугов — покровы грубых хижин,
 Построенных неловкою рукой.
Они еще не стали мудрецами.
 Наследники величия богов —
 Сильнее и способней, чем мы с вами…
 Но, корень добродетели — в другом.
Не знали серебра и самоцветов,
 И не было из золота парчи…
 Я эту жизнь назвал бы «вечным летом»,
 Теперь к нему утеряны ключи.
Природа — мать, они — благие дети…
 В неведеньи: Что зло? И, что порок?
 Обученным дается добродетель,
 С рожденья — лишь задатки.
 Будь здоров.

