Луцилия приветствует Сенека!
 Ты не желаешь дожидаться книг,
 В которых опишу я, наконец-то,
 Все, в чем я вижу доброго родник.
Старайся выбрать груз себе по силам,
 Не надорвись под тяжестью камней.
 Чем большее душа в себя вместила,
 Тем больше места возникает в ней.
Я помню поучения Аттала,
 Он юношей для мудрости берег:
 Нам с ним обоим польза целью стала —
 Один приносит, а другой берет.
К философу придешь — уносишь благо
 (На солнце, и не хочешь — загоришь).
 В душе трепещет мудрость гордым флагом…
 И, вслед за ним, о благе говоришь.
Но, многие приходят просто слушать,
 А не учиться… Провести досуг…
 Потом, глядишь — повторят в чьи-то уши,
 Но, выводов не делают, мой друг!
Других же — возбуждают изреченья
 (Они подвижны сердцем и душой):
 Готовы на любые злоключенья,
 Чтоб похвалил учитель: Хорошо!
О, как порывы юных мне знакомы!
 И, как легко от них отговорить…
 Немногие доносят и до дому
 Настрой, что мог бы жизнь их озарить.
Легко вести путем благих желаний —
 У всех в душе благие семена…
 За добрым словом мчимся чуткой ланью,
 Затем… в пороках достигаем дна.
«У богачей нужда сильней, чем в бедных.
 Скупец — к себе недобр, как ни к кому.»
 Последний скряга рад обыкновенно
 В театре хлопать — за укор ему.
О, если б, не филолог… но, философ…
 Простую правду выразил в стихах! —
 Она бы овладела, без вопросов,
 Любой душой, забывшейся в грехах!
Как воздух легких, проходя сквозь трубы,
 Способен над ареной громыхать,
 Так — чувства возникают зримо, грубо
 В суровой непреложности стиха!
Благая мысль, изложенная прозой,
 Проходит душу, не задев ее.
 А ритм стиха — впивается занозой,
 Как в медный щит — железное копье.
Иной вотще о деньгах рассуждает…
 Но, истина проста — цитата здесь:
 «Кто хочет меньше — меньше не хватает.
 Имеет все, кто хочет то, что есть.»
Услышав это, или нечто вроде,
 Мы истине не можем не воздать…
 Когда она и к скрягам в душу входит,
 Еще сильнее нужно наседать!
Поверить трудно: слушавшим полезна
 Во благо им направленная речь!
 Ходатай блага с логикой железной
 На верный путь способен нас увлечь.
Когда Аттал вставал на бой с пороком,
 Я сожалел: как жалок род людской…
 Он звался «царь» — подобен был пророкам:
 В их слове — Бог всем слышится легко.
Когда он восхвалял простую бедность,
 Я сожалел, что сам не оскудел…
 И, видя, как излишества мне вредны,
 Хотелось брюху положить предел.
Хотя, с тех пор, удержано немного —
 Не ем я только устриц и грибов…
 Я рыл по «государственным дорогам»
 Свой путь к могиле… с помощью зубов.
С тех пор не применяю притираний:
 Хочу не пахнуть… И, не пью вина.
 С тех пор всю жизнь я избегаю бани:
 В потении — мне польза не видна.
То, от чего не смог я воздержаться,
 Не так, как прежде радует меня:
 От страсти легче вовсе отказаться,
 Чем с нею жить, умеренность храня.
Я в юности учился с большим пылом,
 Чем занимаюсь этим до сих пор…
 Признаюсь здесь в любви… Кто мне внушил? — Он,
 Благословенно-мудрый Пифагор.
Наш Пифагор совсем не ел животных,
 Как позже Секстий — мяса не вкушал.
 Причины у обоих — благородны,
 Хотя различны… Секстий написал
(поэтому я ставлю здесь кавычки):
 «Где служит удовольствию резня,
 Жестокость нам становится привычкой,
 Древнейшие привычки изменя.»
Причина Пифагора — в утвержденьи,
 Что существует связь «всего со всем».
 А, признавая душ переселенье,
 Подумаешь: Кого убил и ем?
Так можно съесть… кого-нибудь родного…
 Родителя, к примеру, своего…
 И близкий дух обречь скитаться снова,
 Пока родится тело для него.
Об этом я прочел у Сотиона…
 Не только излагал он, дополнял:
 «Как можете не видеть в том резона,
 Чтоб дух лишь оболочку изменял?-
В природе ничего не погибает,
 И души в ней — вершат круговорот:
 Был человеком, станет — попугаем,
 Или змеей… Потом — наоборот…
Кто знал людей, тот вряд ли не поверит,
 Что души их… с животными равны…
 Коль все не так — останешься умерен,
 А, если так… ты будешь без вины.»
Я год не ел свинину и индеек,
 И чувствовал — подвижней стал душой…
 В Сардинию сослали иудеев
 И, я — от их привычек отошел.
Порывы блага всем в душе звучали —
 В словах добра, и в мудром образце!
 Кто стать хотел философом в начале,
 Филологом становится в конце…
Прочтя: «Бежит безжалостное время…»
 Грамматик не стремится подражать
 Вергилию, вдевая ногу в стремя…
 Он замечает лишь — глагол «бежать».
Чей взгляд на философию направлен,
 Тот будет краткий век свой торопить,
 Поняв, что медлить в жизни — он не вправе,
 Вино в кувшине нужно первым пить.
И в нашей жизни — лучшее вначале,
 Пока не обволакивает муть.
 Ведь, что бы мы потом ни изучали,
 Нам чистоты исходной не вернуть.
Грамматик видит, что «болезнь и старость»
 Вергилий ставит рядом… думать лень…
 Философ понимает, что недаром:
 Ведь старость — лишь смертельная болезнь.
«Не стоит из-за этого терзаться?»-
 Я осуждать занятья не могу:
 Собака на поляне ищет зайца,
 Корова — ищет жвачку на лугу.
Возьмем, к примеру книгу Цицерона
 «О государстве»… Что увидим в ней?-
 Мудрец — несправедливости закона..
 Филолог — страннорожденных царей…
Грамматик же — внесет в свои заметки
 Какие-то умершие слова:
 Увидит «известковую отметку»,
 Что «меловою» стали называть.
«Воистину» — теперь «на самом деле»…
 И слышим вместо «оного» — «его»…
 У Энния «труды» — синоним «дела»…
 Но, главная награда для него:
Когда он обнаружит, где Вергилий
 Украл слова «грохочет неба дверь»!-
 У Энния! А, он ли сочинил их?-
 Нет… Эннию… их подарил Гомер…
Здесь, чтоб не соскользнуть на путь грамматик,
 Скажу, к чему хочу тебя призвать:
 Метафоры, фигуры речи — кстати…
 Чтоб стали Делом «бывшие слова»!
Те, кто живут «не по своим урокам» —
 Увлечены продажным ремеслом.
 Услуги их — дурней самих пороков,
 Что нашей жизнью правят, как весло.
Как может что-то к лучшему исправить,
 Кто в собственной блевотине одрях?!
 Болтают много… те, кто призван править…
 А жизнь — опасней бури на морях.
Что нам твердят — все сказано другими:
 Платон, Зенон…и прочих длинный ряд…
 Как «нынешним» в него добавить имя? —
 «Пусть поступают так, как говорят!»
Я все сказал… не дав тебе ответа?-
 В другом письме… Скажу — раскроешь рот!
 Уставший — не чувствителен к советам.
 Нас манит любопытство.
 Будь здоров.

