Луцилия приветствует Сенека!
 Я думаю, согласен ты со мной:
 Как тело — ищет внешние успехи,
 Души потребность — в том, что в ней самой.
Из неразумной и разумной части
 Слагается душа , и господин
 В ней разум, соотносит все, и счастлив,
 Кто видит в Боге — к счастью путь один.
Наш разум, обладай он совершенством,
 Помог бы наилучший путь избрать —
 Открыл бы суть любви: порог блаженства,
 Когда дарить приятнее, чем брать.
В блаженной жизни есть «покой и воля»,
 Для тех, чей разум истину найдет,
 Которой, как любви, не учат в школе.
 Что мудрым дар, и Богу подойдет.
Что честному для блага не хватает?-
 Ничто, иначе — в том источник благ!
 Случайное нас за руку хватает,
 Но, нет причин поднять его на флаг.
Великий Антипатр писал об этом,
 Что внешнее блаженству — как пенек…
 Он будто недоволен солнца светом,
 И ждет еще какой-то огонек.
Для тех, кто, недоволен тем что честно,
 Покой и наслажденья звать готов:
 Покой — помощник мудрости известный,
 А наслажденья — благо для скотов.
И ты относишь, не к мужам, но, к людям…
 Существ, что в наслажденьях видят смысл?
 К первейшим, после Бога?! Ближе путь им —
 К животным, что от корма раздались.
«Первейшее искусство человека
 Есть добродетель, вверена ей плоть,
 Способная лишь есть и пить от века.»
 В победе духа — мудрости оплот.
«К здоровью и отсутствию страданий
 Стремлюсь ли я?» — С природою в ладу,
 Стремлюсь, но, только в меру ожиданий
 разумного… я к ужину иду.
Я выбираю чистоту одежды,
 Кто — человек, опрятным должен быть.
 Но, благо — не в вещах, и не в надеждах
 Иметь их больше, о душе забыв.
Души одежда — это наше тело,
 Считай, что и о теле я сказал.
 Я не стремлюсь к здоровью оголтело,
 Не в радость — ножны, если туп кинжал.
Так говорят: Блажен мудрец, конечно…
 Но, высшего блаженства не постичь,
 Когда его терзает боль увечья,
 Нет сил, ходить не может — паралич…
Однако ты при этом допускаешь,
 Что может быть блажен и счастлив он,
 Лишь высшее блаженство отрицаешь… —
 Как?! Он лишился сил, взойдя на склон?
Приятное, равно как неприятность,
 Есть в нашей жизни, но они — вне нас.
 И сталкивать не могут нас обратно,
 С вершин, будь то блаженство, иль Парнас.
Да, в облаках порой закрыто солнце,
 Но это не препятствует ему:
 Оно — не то, что видим из оконца.
 (Мне объяснять не нужно — почему?)
Так добродетель: беды и обиды
 Не тронут, прикоснувшись к ней слегка,
 На время прикрывая своим видом,
 Как солнце затеняют облака.
Нам говорят: Раз слаб мудрец здоровьем,
 Хотя он не несчастен, но, не рад…
 Мне мерзка эта логика коровья,
 Где мудрость, вместе с глупостью — салат.
Как сравнивать почтенное с презренным?
 Случайное с великим уравнять?
 Доступное лишь разума прозренью
 На крепость ног здоровых обменять?
«И льдом и кипятком вода бывает,
 А между ними — теплая вода.» —
 Благ мудрости от бед не убывает…
 Сравненье это — просто ерунда.
Кто поддается — как остановиться? —
 Лишь добродетель держит наверху,
 И мудрым не дает под склон катиться,
 Когда безумье тянет нас к греху.
Блаженства ни прибавить, ни убавить:
 Оно не в привходящих мелочах,
 Ни горе, ни страдания не вправе
 Дух погасить, сияющий в очах.
Чем мерим благо?- Немощью, пороком…
 Блаженные не ищут синекур!
 «Последний день — блаженство!»- Тяжким роком
 Был поражен бессмертный Эпикур.
Его наследник, выродившись духом,
 Твердит нам, что мудрец — ни то, ни сё…
 Не верь, мой друг, безумным этим слухам —
 Кто мудр, тот от падения спасён.
Пороки порождают безнадежность,
 Любой ценой цепляются за жизнь.
 Не сознавая наших тел ничтожность,
 За них готовы душу положить.
В Божественное может ли не верить,
 Кто сам частица Бога? Все вокруг —
 Есть Бог. И для души раскрыты двери,
 Чтоб вновь войти в благословенный круг.
Душа — в пути, хвала идущим смело,
 Не глядя на монеты серебра:
 Их алчность откопала… ради тела,
 В богатстве душ — источники добра.
Пускай душа владеет всей природой,
 Оставь ее хозяйкой всех вещей.
 Тот, в чье владенье все дано от рода,
 Богаче удрученных богачей.
С таких высот душа, хозяйка плоти,
 Заботится, не подчиняясь ей,
 Иначе плоть в оковы заколотит,
 И дух смирится с тем, что плоть — сильней.
Для тех. кто ходит стричься то и дело,
 Что до волос отрезанных концов?
 Душа спокойно расстается с телом:
 «Пусть мертвые хоронят мертвецов.»
«Что мне гробница? — Все верну природе!»
 Так Меценат сказал среди пиров…
 Он был велик и мужествен от роду…
 Но, сильно распустился.
 Будь здоров.

