Дом Шиллера
Немцы надышали в крошечном покое.
 Плотные блондины смотрят сквозь очки.
 Под стеклом в витринах тлеют на покое
 Бедные бессмертные клочки.
Грязный бюст из гипса белыми очами
 Гордо и мертво косится на толпу,
 Стены пропитались вздорными речами —
 Улица прошла сквозь львиную тропу…
Смотрят с каталогом на его перчатки.
 На стенах — портретов мертвое клише,
 У окна желтеет жесткою загадкой
 Гениальный череп из папье-маше.
В угловом покое тихо и пустынно
 (Стаду интересней шиллеровский хлам).
 Здесь шагал титан по клетке трехаршинной
 И скользил глазами по углам.
Нищенское ложе с рваным одеялом.
 Ветхих, серых книжек бесполезный ряд.
 Дряхлые портьеры прахом обветшалым
 Клочьями над окнами висят.
У стены грустят немые клавикорды.
 Спит рабочий стол с чернильницей пустой.
 Больше никогда поющие аккорды
 Не родят мечты свободной и простой…
Дочь привратницы с ужасною экземой
 Ходит следом, улыбаясь, как Пьеро.
 Над какою новою поэмой
 Брошено его гусиное перо?
Здесь писал и умер Фридрих Шиллер…
 Я купил открытку и спустился вниз.
 У входных дверей какой-то толстый Миллер
 В книгу заносил свой титул и девиз…
Дом Гёте
Кто здесь жил — камергер, Дон Жуан иль патриций,
 Антикварий, художник, сухой лаборант?
 В каждой мелочи — чванство вельможных традиций
 И огромный, пытливый и зоркий талант.
Ордена, письма герцогов, перстни, фигуры,
 Табакерки, дипломы, печати, часы,
 Акварели и гипсы, полотна, гравюры,
 Минералы и колбы, таблицы, весы…
Маска Данте, Тарквиний и древние боги,
 Бюстов герцогов с женами — целый лабаз.
 Со звездой, и в халате, и в лаврах, и в тоге —
 Снова Гёте и Гёте — с мешками у глаз.
Силуэты изысканно-томных любовниц,
 Сувениры и письма, сухие цветы —
 Всё открыто для праздных входящих коровниц
 До последней интимно-пугливой черты.
Вот за стеклами шкафа опять панорама:
 Шарф, жилеты и туфли, халат и штаны.
 Где же локон Самсона и череп Адама,
 Глаз медузы и пух из крыла Сатаны?
В кабинете уютно, просторно и просто,
 Мудрый Гёте сюда убегал от вещей,
 От приемов, улыбок, приветствий и тостов,
 От случайных назойливо-цепких клещей.
В тесной спаленке кресло, лекарство и чашка.
 «Больше света!» В ответ, наклонившись к нему,
 Смерть, смеясь, на глаза положила костяшки
 И шепнула: «Довольно! Пожалуйте в тьму…»
В коридоре я замер в смертельной тревоге —
 Бледный Пушкин3, как тень, у окна пролетел
 И вздохнул: «Замечательный домик, ей-богу!
 В Петербурге такого бы ты не имел».
На могилах
Гёте и Шиллер на мыле и пряжках,
 На бутылочных пробках,
 На сигарных коробках
 И на подтяжках…
 Кроме того — на каждом предмете:
 Их покровители,
 Тетки, родители,
 Внуки и дети.
 Мещане торгуют титанами…
 От тошных витрин, по гранитным горбам,
 Пошел переулками странными
 К великим гробам.
Мимо групп фабрично-грустных
 С сладко-лживыми стишками,
 Мимо ангелов безвкусных
 С толсто-ровными руками
 Шел я быстрыми шагами —
 И за грядками нарциссов,
 Между темных кипарисов,
 Распростерших пыльный креп,
 Вырос старый, темный склеп.
Тишина. Полумрак.
 В герцогском склепе немец в дворцовой фуражке
 Сунул мне в руку бумажку
 И спросил за нее четвертак.
 «За что?» — «Билет на могилу».
 Из кармана насилу-насилу
 Проклятые деньги достала рука!
 Лакей небрежно махнул на два сундука:
 «Здесь покоится Гёте, великий писатель,—
 Венок из чистого золота от франкфуртских женщин.
 Здесь покоится Шиллер, великий писатель,—
 Серебряный новый венок от гамбургских женщин.
 Здесь лежит его светлость
 Карл-Август с Софией-Луизой,
 Здесь лежит его светлость
 Франц-Готтлиб-Фридрих-Вильгельм…»
 Быть может, было нелепо
Бежать из склепа,
 Но я, не дослушав лакея, сбежал,—
 Там в склепе открылись дверцы
 Немецкого сердца:
 Там был народной славы торговый подвал!


