Эти цифры по порядку
 Запиши в свою тетрадку.
 Я про каждую сейчас
 Сочиню тебе рассказ.
— 1 —
В задачнике жили
 Один да один.
 Пошли они драться
 Один на один.
Но скоро один
 Зачеркнул одного.
 И вот не осталось
 От них ничего.
А если б дружили
 Они меж собою,
 То долго бы жили
 И было б их двое!
— 2 —
Две сестрицы — две руки
 Рубят, строят, роют,
 Рвут на грядке сорняки
 И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
 Левая и правая,
 Воду моря и реки
 Загребают, плавая.
— 3 —
Три цвета есть у светофора,
 Они понятны для шофера:
Красный свет —
 Проезда нет.
 Желтый —
 Будь готов к пути,
 А зеленый свет — кати!
— 4 —
Четыре в комнате угла.
 Четыре ножки у стола.
 И по четыре ножки
 У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
 Резиною обуты.
 Что ты пройдешь за два часа,
 Они — за две минуты.
— 5 —
Пред тобой — пятерка братьев.
 Дома все они без платьев.
 А на улице зато
 Нужно каждому пальто.
— 6 —
Шесть
 Котят
 Есть
 Хотят.
 Дай им каши с молоком.
 Пусть лакают языком,
 Потому что кошки
 Не едят из ложки.
— 7 —
Семь ночей и дней в неделе.
 Семь вещей у вас в портфеле:
 Промокашка и тетрадь,
 И перо, чтобы писать,
 И резинка, чтобы пятна
 Подчищала аккуратно,
 И пенал, и карандаш,
 И букварь — приятель ваш.
— 8 —
Восемь кукол деревянных,
 Круглолицых и румяных,
 В разноцветных сарафанах
 На столе у нас живут.
 Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
 А внутри она пуста.
Разнимается она
 На две половинки.
 В ней живет еще одна
 Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
 Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
 Плотную, притертую, —
 И сумеешь ты найти
 Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
 Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
 Куколка пузатая,
 А внутри пустая.
 В ней живет шестая.
 А в шестой —
 Седьмая,
 А в седьмой —
 Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
 Чуть побольше, чем орех.
—
Вот, поставленные в ряд,
 Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
 И ответят куклы: — Восемь!
— 9 —
К девяти без десяти,
 К девяти без десяти,
 К девяти без десяти
 Надо в школу вам идти.
 В девять слышится звонок.
 Начинается урок.
К девяти без десяти
 Детям спать пора идти.
 А не ляжете в кровать —
 Носом будете клевать!
— 0 —
Вот это ноль иль ничего.
 Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
 Соседке-единице:
 — С тобою рядышком позволь
 Стоять мне на странице!
Она окинула его
 Сердитым, гордым взглядом:
 — Ты, ноль, не стоишь ничего.
 Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: — Я признаю,
 Что ничего не стою,
 Но можешь стать ты десятью,
 Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
 Мала и худощава,
 Но будешь больше в десять раз,
 Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
 Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
 Из троек и четверок
 Мы можем, если захотим,
 Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, —
 С двумя нолями вместе
 Из единицы выйдет сто,
 Из двойки — целых двести!
Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака
«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек».
Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора.
«Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры.


 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)
 (11 оценок, среднее: 4,64 из 5)