На площади базарной,
 На каланче пожарной
 Круглые сутки
 Дозорный у будки
 Поглядывал вокруг —
 На север,
 На юг,
 На запад,
 На восток,-
 Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,
 Плывущий дым угарный,
 Он поднимал сигнальный шар
 Над каланчой пожарной.
 И два шара, и три шара
 Взвивались вверх, бывало.
 И вот с пожарного двора
 Команда выезжала.
Тревожный звон будил народ,
 Дрожала мостовая.
 И мчалась с грохотом вперёд
 Команда удалая…
Теперь не надо каланчи,-
 Звони по телефону
 И о пожаре сообщи
 Ближайшему району.
Пусть помнит каждый гражданин
 Пожарный номер: ноль-один!
В районе есть бетонный дом —
 В три этажа и выше —
 С большим двором и гаражом
 И с вышкою на крыше.
Сменяясь, в верхнем этаже
 Пожарные сидят,
 А их машины в гараже
 Мотором в дверь глядят.
Чуть только — ночью или днём —
 Дадут сигнал тревоги,
 Лихой отряд борцов с огнём
 Несётся по дороге…
Мать на рынок уходила,
 Дочке Лене говорила:
 — Печку, Леночка, не тронь.
 Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
 Лена села перед печкой,
 В щёлку красную глядит,
 А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена —
 Соскочил огонь с полена,
 Перед печкой выжег пол,
 Влез по скатерти на стол,
 Побежал по стульям с треском,
 Вверх пополз по занавескам,
 Стены дымом заволок,
 Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
 Где горит, в каком квартале.
 Командир сигнал даёт,
 И сейчас же — в миг единый —
 Вырываются машины
 Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
 Им в пути помехи нет.
 И сменяется зелёным
 Перед ними красный свет.
В ноль минут автомобили
 До пожара докатили,
 Стали строем у ворот,
 Подключили шланг упругий,
 И, раздувшись от натуги,
 Он забил, как пулемёт.
Заклубился дым угарный.
 Гарью комната полна.
 На руках Кузьма-пожарный
 Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма,- пожарный старый.
 Двадцать лет тушил пожары,
 Сорок душ от смерти спас,
 Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
 Надевает рукавицы,
 Смело лезет по стене.
 Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
 Чей-то крик раздался жалкий,
 И огню наперерез
 На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
 Поглядел…- Да это кошка!
 Пропадёшь ты здесь в огне.
 Полезай в карман ко мне!..
Широко бушует пламя…
 Разметавшись языками,
 Лижет ближние дома.
 Отбивается Кузьма.
Ищет в пламени дорогу,
 Кличет младших на подмогу,
 И спешит к нему на зов
 Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
 Из брандспойтов пламя тушат.
 Чёрным облаком густым
 Вслед за ними вьётся дым.
Пламя ёжится и злится,
 Убегает, как лисица.
 А струя издалека
 Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели…
 Злой огонь шипит из щели:
 — Пощади меня, Кузьма,
 Я не буду жечь дома!
— Замолчи, огонь коварный!
 Говорит ему пожарный.
 — Покажу тебе Кузьму!
 Посажу тебя в тюрьму!
 Оставайся только в печке,
 В старой лампе и на свечке!
На панели перед домом —
 Стол, и стулья, и кровать…
 Отправляются к знакомым
 Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд,
 А Кузьма ей говорит:
 — Не зальёшь огня слезами,
 Мы водою тушим пламя.
 Будешь жить да поживать.
 Только чур — не поджигать!
 Вот тебе на память кошка.
 Посуши ее немножко!
Дело сделано. Отбой.
 И опять по мостовой
 Понеслись автомобили,
 Затрубили, зазвонили,
 Едет лестница, насос.
 Вьётся пыль из-под колёс.
Вот Кузьма в помятой каске.
 Голова его в повязке.
 Лоб в крови, подбитый глаз,-
 Да ему не в первый раз.
 Поработал он недаром —
 Славно справился с пожаром!
Анализ стихотворения «Пожар» Маршака
Самуил Яковлевич Маршак — советский поэт, сценарист, драматург, литературный критик, переводчик, мастер детских стихотворных произведений. Стихотворение «Пожар» было написано в 1923 году прошлого века для дошкольников. Произведения Маршака обожали малыши того времени, и любит их детвора в наши современные дни.
Тема, идея, основная мысль
Стихотворению уже около 100 лет, но его тема актуальна и на сегодняшний день.
Тема — ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и последствиями их нарушения, знакомство с профессией пожарного.
Идея — воспитать у детей сознательное и осторожное отношение к огню; выработать умение отличать игрушки от вещей, с которыми играть опасно (спички ); слушать старших (предостережения мамы Лены).
Основная мысль — показать опасную стихию огня; рассказать об опасной и благородной профессии пожарного, готового пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради спасения людей и животных.
Лексика
Стиль написания Маршака отличается простой, близкой к разговорной речью. Он использует повседневную бытовую лексику, чтобы детям было доступно понять им сказанное.
Ведь главной целью творчества Маршака было воспитание будущего поколения через литературу. Стихотворение «Пожар» — этому подтверждение.
Композиция
Композиция четкая и выдержанная, стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых самодостаточная и законченная:
- Вступление. Знакомство с дозорным-пожарным Кузьмой, который наблюдал «не виден ли дымок».
- Основная часть. В ней автором используется прием олицетворения — огонь описывается как живое существо. Он наконец-то вырвался наружу и: «Побежал по стульям с треском», «вверх пополз по занавескам», «перед печкой выжжег пол».
- Кульминация. Мгновенная реакция и героическая борьба пожарных со стихией.
Динамика
События в пьесе развиваются динамично, очень быстро и напряженно, а детям движение нравится: «маленький хитрый огонек вырвался», и уже «грозно забушевало пламя», «мчатся на красной машине пожарные».
Маршак использует много глаголов, на них падает основная смысловая нагрузка пьесы. Они и задают динамику, развитие событий: «приоткрыла Лена дверцу», «стены дымом заволок», «лижет пол и потолок».
Главный герой
Через образ главного героя — Кузьму, Маршак подчеркивает достоинства человека:
- отважность;
- самопожертвование;
- скромность: Кузьма не гордится своим подвигом, для него главное то, что «поработал он не даром».
Присутствует в рассказе и юмор — это описание Кузьмы после ликвидации пожара. А дети очень любят и ценят юмор.
Пьеса Маршака «Пожар» не стареет. Она — классика детской литературы, добрая, незатейливая и мудрая.


 (59 оценок, среднее: 4,46 из 5)
 (59 оценок, среднее: 4,46 из 5)