Я учиться не хочу.
 Сам любого научу.
 Я — известный мастер
 По столярной части!
 У меня охоты нет
 До поделки
 Мелкой.
Вот я сделаю буфет,
 Это не безделка.
 Смастерю я вам буфет
 Простоит он сотню лет.
 Вытешу из елки
 Новенькие полки.
 Наверху у вас — сервиз,
 Чайная посуда.
 А под ней — просторный низ
 Для большого блюда.
Полки средних этажей
 Будут для бутылок.
 Будет ящик для ножей,
 Пилок, ложек, вилок.
 У меня, как в мастерской,
 Все, что нужно, под рукой:
 Плоскогубцы и пила,
 И топор, и два сверла,
 Молоток,
 Рубанок,
 Долото,
 Фуганок.
Есть и доски у меня.
 И даю вам слово,
 Что до завтрашнего дня
 Будет все готово!
Завизжала
 Пила,
 Зажужжала,
 Как пчела.
 Пропилила полдоски,
 Вздрогнула и стала,
 Будто в крепкие тиски
 На ходу попала.
 Я гоню ее вперед,
 А злодейка не идет.
 Я тяну ее назад
 Зубья в дереве трещат.
Не дается мне буфет.
 Сколочу я табурет,
 Не хромой, не шаткий,
 Чистенький и гладкий.
 Вот и стал я столяром,
 Заработал топором.
 Я по этой части
 Знаменитый мастер!
Раз, два
 По полену.
 Три, четыре
 По колену.
 По полену,
 По колену,
 А потом
 Врубился в стену.
Топорище — пополам,
 А на лбу остался шрам.
 Обойдись без табурета.
 Лучше — рама для портрета.
 Есть у дедушки портрет
 Бабушкиной мамы.
 Только в доме нашем нет
 Подходящей рамы.
Взял я несколько гвоздей
 И четыре планки.
 Да на кухне старый клей
 Оказался в банке.
 Будет рама у меня
 С яркой позолотой.
 Заглядится вся родня
 На мою работу.
Только клей столярный плох:
 От жары он пересох.
 Обойдусь без клея.
 Планку к планке я прибью,
 Чтобы рамочку мою
 Сделать попрочнее.
 Как ударил молотком,
 Гвоздь свернулся червяком.
 Забивать я стал другой,
 Да согнулся он дугой.
 Третий гвоздь заколотил
 Шляпку набок своротил.
 Плохи гвозди у меня
 Не вобьешь их прямо.
 Так до нынешнего дня
 Не готова рама…
Унывать я не люблю!
 Из своих дощечек
 Я лучинок наколю
 На зиму для печек.
 Щепочки колючие,
 Тонкие, горючие
 Затрещат, как на пожаре,
 В нашем старом самоваре.
 То-то весело горят!
 А ребята говорят:
 — Иди,
 Столяр,
 Разводи
 Самовар.
 Ты у нас не мастер,
 Ты у нас ломастер!
Анализ стихотворения «Мастер-ломастер» Маршака
Произведение «Мастер» Самуила Яковлевича Маршака с легкой руки иллюстратора книги А. Пахомова обрело выразительное двойное название.
Стихотворение создано не позднее 1927 года. Поэту в эту пору исполнилось сорок лет, он привлечен к работе над изданием детской литературы, знакомится с Д. Хармсом, по мере сил возражает против формализма, отстаивает необходимость в книгах даже для советских детей сказки, игры, шутки. Этот год также отмечен возобновлением отношений с М. Горьким, лечением в санатории и начавшейся там дружбой с Б. Пастернаком. Стихи хореические, рифмовка перекрестная и смежная. Начинает лирический герой со смелого заявления: учиться не хочу. Оказывается, он уже родился с золотыми руками и с любовью ко всему масштабному. Первой фантазией становится буфет. Видно, что мальчик слышал разговоры взрослых на эту тему, потому рассуждает авторитетно и с подробностями. Далее перечисляются рабочие инструменты. Наконец, работа закипела. Пила-злодейка (сказочная характеристика) препятствуют созданию шедевра. Ничего, можно ведь взяться за табурет. Юный столяр рьяно бьет по полену и попадает себе по лбу. Не беда, самое время изготовить раму для портрета. «У дедушки бабушкиной мамы»: момент игры, ребуса. Тут уже подвел клей. Да гвозди плохи. Впрочем, «унывать» герой не стал. Полученные щепки пойдут на растопку для самовара. Вот уже и зовут к столу. Звучит мораль от ребят, но не обидная, а снисходительная. Счет, как в считалочках. Числа, придающие стихам правдоподобия: сотня, раз, два. Сравнение: гвоздь червяком. Уменьшительные суффиксы прямиком из фольклора: щепочки, лучинок, дощечек. Эпитеты: колючие, горючие. Книги о профессиях часто страдали казенщиной. Здесь же точность детали сочетается с образностью. Прозаизм некоторых понятий, лексики не подавляет лиризм рассказа. Это не бодрая «производственная» поэзия для самых маленьких, да и быт тут не подчеркнуто советский, а скорее общечеловеческий – и детский. Автор не опускается на условный уровень восприятия ребенка, а напротив, поднимает его над этой планкой, расширяет кругозор, знакомит с разными явлениями, сторонами жизни. Таким вдумчивым было и его отношение к иллюстрациям. Собственно, именно художник А. Пахомов, спустя 3 года после завершения работы над книгой, передал писателю отзыв одного мальчика о ней с эпитетом «ломастер».
Добрый юмор, афористичность, связь с устным народным творчеством, прибауткой и трудовой энтузиазм – рецепт успеха стихотворения С. Маршака «Мастер-ломастер».


 (36 оценок, среднее: 4,33 из 5)
 (36 оценок, среднее: 4,33 из 5)