Собирались лодыри
 На урок,
 А попали лодыри
 На каток.
Толстый ранец с книжками
 На спине,
 А коньки под мышками
 На ремне.
Видят, видят лодыри:
 Из ворот
 Хмурый и ободранный
 Кот идёт.
Спрашивают лодыри
 У него:
 — Ты чего нахмурился,
 Отчего?
Замяукал жалобно
 Серый кот:
 — Мне, коту усатому,
 Скоро год.
И красив я, лодыри,
 И умён,
 А письму и грамоте
 Не учён.
Школа не построена
 Для котят.
 Научить нас грамоте
 Не хотят.
А теперь без грамоты
 Пропадёшь,
 Далеко без грамоты
 Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
 Ни поесть,
 На воротах номера
 Не прочесть!
Отвечают лодыри:
 — Милый кот,
 Нам пойдёт двенадцатый
 Скоро год.
Учат нас и грамоте
 И письму,
 А не могут выучить
 Ничему.
Нам учиться, лодырям,
 Что-то лень.
 На коньках катаемся
 Целый день.
Мы не пишем грифелем
 На доске,
 А коньками пишем мы
 На катке!
Отвечает лодырям
 Серый кот:
 — Мне, коту усатому,
 Скоро год.
Много знал я лодырей
 Вроде вас,
 А с такими встретился
 В первый раз!
Анализ стихотворения «Кот и лодыри» Маршака
Творчество талантливого поэта Самуила Маршака часто затрагивает тему детства: отношения ребенка со взрослыми и в коллективе, его любознательность и интерес к окружающему миру. В стихотворении «Кот и лодыри» автор поучает подрастающее поколение в игровой форме, на контрасте желания кота обучаться грамоте и невежественному отношению ребят.
| Автор и название литературного произведения | Маршак Самуил Яковлевич, «Кот и лодыри» | 
| Исторические факты и предпосылки создания | Создано произведение в 1933 году, оно входит в состав цикла «Стихов, написанных…для того, чтобы дразнить школьников, …опаздывают на уроки…портят парты, гоняют лодыря…» Именно сатирическая подача элементарных жизненных ситуаций позволяла ребенку сделать собственный вывод и сформировать мораль. | 
| Тема, идея, основная мысль | Темой стихотворения выступает беседа ребят, игнорирующих учебу и проводящих время в свое удовольствие, с котом, проявляющий искреннюю заинтересованность в образовании, не имея возможность обучаться. Идейная нагрузка в этом диалоге имеет весьма мрачный окрас, автор не дает оценочную характеристику персонажам произведения, однако это не мешает подчеркивать наплевательское отношение к учебе подрастающего поколения, мол, даже кот понимает значимость образования, а человек готов игнорировать образование в угоду собственных желаний. Позиция автора призывает ценить приобретенный багаж знаний, именно этот «капитал» сможет помочь избавиться от трудностей, которые грозят безграмотному человеку. | 
| Средства художественного наполнения | Поэт сочетает литературную и разговорную речи, придает экспрессивную окраску произведению такими словами, как «лодырь», «без грамоты пропадешь» | 
| Композиция произведения | Стихотворение предполагает зародить у читателя внутренний диалог, в котором он должен проанализировать свое поведение, свои принципы, свой выбор: «А я тоже лентяй? Хочу ли я быть невеждой?» В целом эмоциональный окрас нельзя назвать печальным, диалог между героями имеет описательный характер, повествование об их позициях. В рассуждениях такого формата читатель является молчаливым наблюдателем, которому предстоит прислушаться к голосу совести. | 
| Размер, рифма | Стихотворение разбито на строфы, рифма перекрестная, написано анапестом | 
| Поэтическая лексика | Автор использует олицетворение: кот, ведущий беседу с прогульщиками, и параллелизм: животное, которое придает значение образованию, и ученики, игнорирующие школьные занятия. Активно использованы метафоричные приемы: коту словно жизненно необходимо уметь читать и считать, «…номера не прочесть!» | 
| Используемые стилистические фигуры | Противопоставление ценностей героев у автора выходит на первый план. Используются инверсии: «не пишем грифелем на доске…» и эпитеты, например, «…коту усатому…», «…и красив…с умен». Интересный прием поэта – насмешка над ребятами: «Много знал …лодырей…с такими встретился в первый раз» | 
| Поэтическая фонетика в произведении | Для гармоничного построения стихотворения автор использует приемы аллитерации и ассонанса: «доске-катке», «поесть-прочесть», «кот-год» | 
| Образ героя, эмоционал, авторское «Я» | Автор описывает диалог главных героев со стороны, не вступая в диалог, не дает прямую оценку поведению и выбору героев. Между собой ребята и кот противопоставлены, но автор не занимает никакую из сторон. | 
| Литературное направление | Реализм, сатирическое произведение | 
| Жанр | Эпиграмма | 
Поучительные и ненавязчивые советы подрастающему поколению – характерная особенность талантливого писателя Маршака. Через короткие сатирические стихотворения автор пытается вложить в головы детей правильные принципы, которые должны определить их успех в долгосрочной перспективе.


 (93 оценок, среднее: 4,44 из 5)
 (93 оценок, среднее: 4,44 из 5)
круто больше таких стихов
Как хорошо
мне не понравился стих он слишком длинный
Милое поучительное стихотворение. Знал бы тот кот, что как раз такие подросшие лодыри-то и правят этим миром((
Очень забавное и в тоже время поучительное стихотворение и мне кажется оно может быть актуальным и спустя лет 100
Поучительный стих. Очень хороший пример, что бы объяснить ребенку разницу между трудом и ленью, образованием и глупостью.
Отличное стихотворение прочитать и за 1 минуту можно
стих длинный но можно быстро выучить мне нравится
мне нравится,я всегда любила стихи Маршака!
круто
очень хорошее стихотворение
Крутая сказкя Кот и лодыри.
Очень хороший стих. Детки увидят пример и желание учиться даже в год ))
очень хороший стих