…А стих александрийский?..
 Уж не его ль себе я залучу?
 Извилистый, проворный, длинный, склизкий
 И с жалом даже, точная змея;
 Мне кажется, что с ним управлюсь я.
Пушкин. «Домик в Коломне»
Я, признаюсь, люблю мой стих александрийский,
 Ложится хорошо в него язык российский,
 Глагол наш великан плечистый и с брюшком,
 Неповоротливый, тяжелый на подъем,
 И руки что шесты, и ноги что ходули,
 В телодвижениях неловкий. На ходу ли
 Пядь полновесную как в землю вдавит он —
 Подумаешь, что тут прохаживался слон.
 А если пропустить слона иль бегемота,
 То настежь растворяй широкие ворота,
 В калитку не пройдет: не дозволяет чин.
 Иному слову рост без малого в аршин;
 Тут как ни гни его рукою расторопной,
 Но всё же не вогнешь в ваш стих четверостопный.
 А в нашем словаре не много ль слов таких,
 Которых не свезет и шестистопный стих?
 На усеченье слов теперь пошла опала:
 С другими прочими и эта вольность пала.
 В златой поэтов век, в блаженные года,
 Отцы в подстрижке слов не ведали стыда.
 Херасков и Княжнин, Петров и Богданович,
 Державин, Дмитриев и сам Василий Львович,
 Как строго ни хранил классический устав,
 Не клали под сукно поэту данных прав.
 С словами не чинясь, так поступали просто
 И Шекспир, и Клопшток, Камоэнс, Ариосто,
 И от того их стих не хуже — видит бог, —
 Что здесь и там они отсекли лишний слог.
 Свободой дорожа, разумное их племя
 Не изменило им и в нынешнее время.
 Но мы, им вопреки, неволей дорожим:
 Над каждой буквой мы трясемся и корпим
 И, отвергая сплошь наследственные льготы,
 Из слова не хотим пожертвовать йоты.
 А в песнях старины, в сих свежих и живых
 Преданьях, в отзывах сочувствий нам родных,
 Где звучно врезались наш дух и склад народный,
 Где изливается душа струей свободной,
 Что птица божия, — свободные певцы
 Счастливых вольностей нам дали образцы.
 Их бросив, отдались мы чопорным французам
 И предали себя чужеязычным узам.
 На музу русскую, полей привольных дочь,
 Чтоб красоте ее искусственно помочь,
 Надели мы корсет и оковали в цепи
 Ее, свободную, как ветр свободной степи.
 Святая старина! И то сказать, тогда,
 Законодатели и дома господа,
 Не ведали певцы журнальных гог-магогов;
 Им не страшна была указка педагогов,
 Которые, другим указывая путь,
 Не в силах за порог ногой перешагнуть
 И, сидя на своем подмостке, всенародно
 Многоглагольствуют обильно и бесплодно.
 Как бы то ни было, но с нашим словарем
 Александрийский стих с своим шестериком
 Для громоздких поклаж нелишняя упряжка.
 И то еще порой он охает, бедняжка,
 И если бы к нему на выручку подчас
 Хоть пару или две иметь еще в запас
 (Как на крутых горах волами на подмогу
 Вывозят экипаж на ровную дорогу),
 Не знаю, как другим, которых боек стих
 И вывезть мысль готов без нужды в подставных, —
 Но стихоплетам, нам — из дюжинного круга,
 В сих припряжных волах под стать была б услуга.
 Известно: в старину российский грекофил
 Гекзаметр древнего покроя обновил,
 Но сглазил сам его злосчастный Третьяковский;
 Там Гнедич в ход пустил, и в честь возвел Жуковский.
 Конечно, этот стих на прочих не похож:
 Он поместителен, гостеприимен тож,
 И многие слова, величиной с Федору,
 Находят в нем приют благодаря простору.
 Битв прежних не хочу поднять и шум и пыль;
 Уж в общине стихов гекзаметр не бобыль:
 Уваров за него сражался в поле чистом
 И с блеском одержал победу над Капнистом.
 Под бойкой стычкой их (дошел до нас рассказ)
 Беседа, царство сна, проснулась в первый раз.
 Я знаю, что о том давно уж споры стихли,
 А все-таки спрошу: гекзаметр, полно, стих ли?
 Тень милая! Прости, что дерзко и шутя
 Твоих преклонных лет любимое дитя
 Злословлю. Но не твой гекзаметр, сердцу милый,
 Пытаюсь уколоть я эпиграммой хилой.
 Гекзаметр твой люблю читать и величать,
 Как всё, на чем горит руки твоей печать.
 Особенно люблю, когда с слепцом всезрячим
 Отважно на морях ты, по следам горячим
 Улисса, странствуешь и кормчий твой Омир
 В гекзаметрах твоих нас вводит в новый мир.
 Там свежей древностью и жизнью первобытной
 С природой заодно, в сени ее защитной
 Всё дышит и цветет в спокойной красоте.
 Искусства не видать: искусство — в простоте;
 Гекзаметру вослед — гекзаметр жизнью полный.
 Так, в полноводие реки широкой волны
 Свободно катятся, и берегов краса,
 И вечной прелестью младые небеса
 Рисуются в стекле прозрачности прохладной;
 Не налюбуешься картиной ненаглядной,
 На
 слушаться нельзя поэзии твоей.
 Мир внешней красоты, мир внутренних страстей,
 Рой помыслов благих и помыслов порочных,
 Действительность и сны видений, нам заочных,
 Из области мечты приветный блеск и весть,
 Вся жизнь как есть она, весь человек как есть, —
 В твоих гекзаметрах, с природы верных сколках
 (И как тут помышлять о наших школьных толках?),
 Всё отражается, как в зеркале живом.
 Твой не читаешь стих, — живешь с твоим стихом.
 Для нас стихи твои не мерных слов таблица:
 Звучит живая речь, глядят живые лица.
 Всё так! Но, признаюсь, по рифме я грущу
 И по опушке строк ее с тоской ищу.
 Так дети в летний день, преследуя забавы,
 Порхают весело тропинкой вдоль дубравы,
 И стережет и ждет их жадная рука
 То красной ягодки, то пестрого цветка.
 Так, признаюсь, мила мне рифма-побрякушка,
 Детей до старости веселая игрушка.
 Аукаться люблю я с нею в темноту,
 Нечаянно ловить шалунью на лету
 И по кайме стихов и с прихотью и с блеском
 Ткань украшать свою игривым арабеском.
 Мне белые стихи — что дева-красота,
 Которой не цветут улыбкою уста.
 А может быть, и то, что виноград мне кисел,
 Что сроду я не мог сложить созвучных чисел
 В гекзаметр правильный, — что, на мою беду,
 Знать, к ямбу я прирос и с ямбом в гроб сойду.

