Молодому критику
Я на вопрос: «Как ваше мненье?» —
 Скажу вам вот что: ложный вкус
 Пора изгнать, и я гоненье
 Начать немедленно берусь.
 Авось окажет вам подмогу
 И в деле критики певец:
 Где мгла, там часто на дорогу
 Выводит зрячего слепец!
О, гром стихов высокопарных!
 Как ты противен мне и дик!
 Толпа новаторов бездарных
 Совсем испортит наш язык;
 Собьет нас с толку фраз рутина,
 И будут впредь, к стыду страны,
 Для Лафонтена и Расина
 Нам переводчики нужны.
На музу глядя, я краснею!
 Она теряет всякий стыд
 И давит формою идею,
 Приняв отменно важный вид;
 Не скажет «страсти», а «вулканы»,
 Не «заговор», а «грозный риф»!
 Ее герои — истуканы,
 И вся их слава — дутый миф…
Искусство быстро вымирает,
 Где вырождаться начал вкус.
 Ведь лексикон свой расширяет
 Народ без нас, без наших муз…
 Он новых слов даст много свету
 При новом веянье в стране;
 К чему ж подделывать монету,
 Которой нет еще в казне?!
Язык наш любит смесь величья
 И простоты; он чужд прикрас.
 Педант и школьник — без различья —
 Пугают вычурностью фраз!
 В нем есть давно слова угрозы,
 Слова любви в нем есть давно,
 И тем, кто вызвать хочет слезы, —
 Их искажать запрещено.
Цель языка: чтоб мысль царила
 Без всяких блесток и затей.
 Пойдем на площадь; окружила
 Там батальон толпа детей.
 Вот барабанщик. Все в волненье;
 Расшит тесемками убор!..
 Он — бог войны, в их детском мненье…
 «Ура! Ура, тамбурмажор!»
А там, далеко на чужбине, —
 Другой, в походном сюртуке,
 С холма за битвою в долине
 Следит, бинокль держа в руке.
 План действий весь его системы:
 — Направо! В тыл! Отрежь; ударь!..
 Так. Хорошо. А кстати: где мы?
 — Мы в Аустерлице, государь.
Вот этот серый человечек
 И есть герой; он — мысль… Она
 Без фраз, без блесток и колечек
 В вожде и в авторе видна!
 Она теряет от убора.
 И дело критики — следить,
 Чтоб в галуны тамбурмажора
 Не смели гения рядить!..

